Несколько сезонов подряд Украина увеличивает производство льняной продукции, в частности льняного масла и шрота/жмыха. Учитывая высокий спрос на мировом рынке льна и продуктов переработки, все большее количество украинских компаний проявляют интерес к данному сегменту.
Компания ООО «Яблунецкое ХПП» впервые начала переработку льна в начале 2016/17 МГ. О том, чем вызван интерес к переработке маслосемян, а также о преимуществах производимой продукции и географии экспорта рассказал в интервью ИА «АПК-Информ» директор компании ООО «Яблунецкое ХПП» Евгений Буйденко.
Справка
Структура компании «Яблунецкое ХПП» включает два маслопрессовых завода по переработке масличных культур, расположенных в Житомирской (Емильчинский р-н, пгт. Яблонец) и Днепропетровской (Солонянский р-н, с. Привольное) областях. Основным направлением деятельности компании является производство следующей продукции: белковая группа (жмых соевый, подсолнечный, льняной); масло соевое, льняное и подсолнечное, а также продажи зерновой группы (кукуруза, пшеница, ячмень). Компания имеет в наличии современные зерноочистительный и зерносушильный комплексы, сертифицированные склады для хранения сырья и готовой продукции, сертифицированную лабораторию и квалифицированный персонал.
— Евгений Валентинович, расскажите о сфере деятельности вашего предприятия. Какие приоритеты стоят перед компанией прежде всего, и какие направления развиваете в настоящее время?
— ООО «Яблунецкое ХПП» — современная агропромышленная компания, сертифицированный железнодорожный элеваторный и производственный комплекс, переработчик масличных, бобовых культур (лен, соя, подсолнечник, рапс), производитель жмыхов и масел, зернотрейдер. Основной приоритет для нас – оказание качественных услуг нашим клиентам, удовлетворение спроса на высококачественное сырье для комбикормовых и животноводческих предприятий Украины. Современная интеграция бизнес-процессов позволяет контролировать безопасность продукции на каждом этапе производства – с поля до конечного потребителя, что подтверждается сертификатами качества. В настоящее время активно развиваем направление переработки нишевых культур, в частности льна.
— Насколько нам известно, с начала 2016/17 МГ вы начали перерабатывать семена льна. Чем вызван интерес к масличной, и планируете ли заниматься переработкой данной культуры и далее?
— Основная причина переработки льна – постепенный рост предложения данного сырья на рынке Украины, что связано с общим увеличением количества хозяйств, которые начали выращивать данную культуру в последние годы. Вторая причина – наличие спроса на продукты переработки, в первую очередь на внешнем рынке. Надеемся, лен станет новым постоянным продуктом переработки для украинского рынка.
— Как Вы оцениваете качество украинского льна урожая 2016 года?
— В целом, украинский масличный лен нового урожая соответствует в большинстве случаев всем качественным показателям ГОСТа, а также всем нормативам для переработки. Наше предприятие имеет в наличии современный элеваторный комплекс, что позволяет доводить сырье до необходимых норм в случае превышения показателей влажности и сора.
— Расскажите об особенностях текущего сезона для рынка льняного масла? Каков качественный состав продукта?
— В текущем сезоне мы планируем расширить географию экспорта льняного масла на европейский рынок, также плотно сотрудничаем с азиатскими компаниями – в основном предприятиями из Китая. В целом, мировой спрос на масло сохранился на уровне прошлого сезона, увеличение спроса мы видим за счет привлечения компаний-импортеров из новых для Украины стран-потребителей ЕС.
Проблемой для украинских производителей являются более высокие затраты на логистику при транспортировке в Китай в сравнении с компаниями из России и Казахстана.
В Украине наравне с льняным жмыхом культура потребления пищевого льняного масла только формируется, но уже виден значительный потенциал, в частности в бутилированном направлении. Льняное масло – важный и незаменимый продукт здоровья. Его регулярное применение нормализует работу организма и помогает при многих заболеваниях. Масло из семян льна является отличным внешним источником ценных полиненасыщенных жирных кислот омега-3 и омега-6 (наш организм не может самостоятельно синтезировать эти жиры). Причем если омега-6 присутствует также в соевом, подсолнечном, горчичном, рапсовом и оливковом маслах, то омега-3 содержится в достаточном количестве только в льняном масле. Нам поступает много звонков от потребителей с просьбами о розничных продажах данной продукции.
— Есть ли спрос на льняной жмых на внутреннем рынке, кто является основным его потребителем?
— Культура потребления льняного жмыха на рынке Украины находится в начальной стадии. На сегодня мы всячески стараемся показать нашим комбикормовым заводам все преимущества включения льняного жмыха в рацион скота и птицы. Те животноводческие/комбикормовые компании, которые уже опробовали данный продукт, в дальнейшем регулярно его потребляют. Но большую часть продаж занимает все же внешний рынок – покупатели из Польши, Германии, Италии, где данный продукт потребляют уже давно.
Льняной жмых является самым полезным для скота и птицы; на вкус он мягче, приятнее, переваривается легче других, а благодаря большему содержанию слизистых веществ имеет и диетическое значение. Благодаря высокому содержанию перевариваемого протеина (до 38%) и жира (до 20%) легко достичь сбалансированности рациона. Корма, произведенные с его использованием, отличаются повышенным содержанием омега-3 кислот. Белки льняного жмыха обладают большей ценностью.
— Как будет развиваться ситуация на рынке льняного масла и жмыха в Украине в ближайшей перспективе? Что может способствовать развитию данного направления в стране?
— В ближайшей перспективе ситуация особо не изменится, но мы прогнозируем увеличение спроса на льняной жмых и масло с каждой последующей поставкой украинским контрагентам. Спрос имеет сезонный характер, мы рассчитываем на рост потребления после Нового года.
Развитию потребления могут способствовать освещение данного направления в СМИ, профильных изданиях, на конференциях; дальнейшее увеличение посевных площадей; поддержка отрасли со стороны государства.
— И в завершение беседы расскажите о планах компании на будущее.
— Основными задачами на будущее остаются поддержка и повышение качества наших продуктов переработки и услуг. В планах увеличение доли производственных мощностей под нишевые культуры, мощностей хранения, дальнейшее расширение географии экспорта, в частности охват большего количества рынков стран ЕС; с большой вероятностью – установка и запуск линии бутилированной продукции. Ждите наше льняное масло на прилавках страны!
Беседовала Виктория Зеленая