Обсуждение снижения классов опасности для пищевых перерабатывающих предприятий происходит не первый год. В данный момент позиция Минприроды заключается в том, что, например, молокозаводы должны стоять в одном ряду по опасности с НПЗ, мусоропереработкой и металлургическими предприятиями.
Максим Синельников, заместителя руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации рассказал, что происходит с регулированием классов опасности предприятий мясной отрасли:
— Обращение с отходами, категоризация, регулирование по водоотведению —это отдельные и не взаимосвязанные темы регулирования. Категоризация предприятий АПК в том числе по животноводству предусматривает два вида деятельности.
В соответствии с Постановлением 1029 к первой и второй категории отнесены интенсивное свиноводство и интенсивное птицеводство, а в мясопереработке к ним относятся деятельность по убою и сама мясопереработка. Отличия между первой и второй категорией в данный момент заключаются в том, что к первой категории применяется только нормирование на принципах НДТ. Это подразумевает экологическую модернизацию предприятий, установленную в информационно-технических справочниках, которую необходимо принять до 2025 года.
Если предприятие формирует воздействие с превышением нормативов, установленных справочниками, то они должны либо модернизироваться с 2025 по 2032 год, либо уйти с рынка. Во второй категории предприятия имеют возможность не модернизироваться, у них есть вариант подавать декларацию о нормативах, которые у них образуются, и платить за негативное воздействие за окружающую среду. Таким образом, можно либо руководствоваться НДТ, либо платить за воздействие.
Мы проводили сравнение с зарубежными требованиями в регулировании животноводства, а именно свиноводства и птицеводства. Установленные показатели по мощностям в других странах не соразмерны с российской отраслью, поскольку в Европе мелкотоварное производство, у нас — крупнотоварное. Тем не менее, сравнение показало, что 90% индустрии птицеводства и свиноводства оказались отнесены к первой категории, мы считаем это нелогичным, несправедливым и не гармонизированным с европейским законодательством. На российское животноводство натянули больше обязательств, чем предусмотрено европейскими нормами и законодательством.
В этой связи в октябре прошли публичные обсуждения проекта изменений Постановления, часть вопросов Минприроды учло по нашим письмам. Предложения касались того, что из пищевой индустрии выпали показатели деятельности по убою — как бы ни смешно было, любая бойня, вне зависимости от мощности попадала в первую категорию, даже мобильные бойни, используемые сезонно. Минприроды согласилось, что необходимо установить показатель по аналогии с зарубежным законодательством — 50 тонн в сутки, а для мясопереработки повысить показатель до 75 тонн в сутки, как в Европе. В свиноводстве и птицеводстве идет работа по аргументации и пересмотру критериев и показателей, чтобы в первой категории оказалось незначительное количество предприятий.
Крупнотоварные фермы и производства могут себе позволить инвестиции, связанные с оснащением источников выбросов и сбросов приборами беспрерывного учета в автоматическом режиме. Стоимость этих приборов достаточно высокая, плюс работы по налаживанию связи между источниками и информационной системой Росприроднадзора — недешевое удовольствие. Для крупных игроков это будет не так убыточно, как для малых и средних. Надеемся, что до первого мая в постановление будут внесены изменения в соответствии с замечаниями отрасли.