Потребление мяса индейки в Петербурге стремительно растет, по итогам прошлого года оно превысило общероссийские показатели. Как сообщил РБК Петербург глава аналитического агентства Agrifood Strategies Альберт Давлеев, в 2018 году потребление этого мяса в городе составило 2 кг на человека, в то время, как в целом по стране — 1,8 кг (еще 10 лет назад это показатель составлял 1 кг).
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что обеспечивать растущий спрос петербуржцев на диетическое мясо, скорее всего, будут федеральные, а не местные игроки.
Иногородняя индейка
По данным Agrifood Strategies, среднегодовой темп прироста производства индейки в России за 10 лет составил 25% — это самый высокий показатель в мире. За прошлый год объем производства мяса индейки вырос на 12% — до 260 тыс. т. Эксперты говорят, что такой значительный рост связан с эффектом низкой базы, поскольку индейка появилась на рынке всего 15 лет назад.
Наращивать мощности производителей стимулируют темпы роста спроса на этой продукцию. В Петербурге, например, по итогам прошлого года объем потребления мяса индейки составил около 10 тыс. т. Причем около 70% местного рынка занимают крупные федеральные игроки — компании «Дамате», «Черкизово» и «Евродон». Последняя — сейчас сокращает поголовье и объемы производства из-за вспышек птичьего гриппа в прошлые годы. Но эксперты уверены, что ее конкуренты без проблем смогут «закрыть» дефицит, который возник из-за сложностей в ее работе.
Остался один
При этом местное производство мяса индейки сокращается. Если в 2017 году в Ленобласти, по данным регионального комитета по агропромышленному комплексу, было произведено более 4 тыс. т продукции, то в 2018 году — уже 3,5 тыс. т. Снижение объемов связано с тем, что закрылся один из двух крупнейших производителей — ОАО «Труд» в Лужском районе. Напомним, что в 2016 году совладельцами «Труда» стали бывший совладелец Fort Group, депутат Госдумы Борис Пайкин и владелец компании «Росинжиниринг» Дмитрий Новиков. Они планировали вложить в развитие хозяйства 5 млрд руб. и довести объем производства до 40 тыс. т к 2020 году. Однако эти планы не были реализованы, а с лета предприятие прекратило работу.
В результате в Ленобласти осталось только одно крупное предприятие по производству мяса индейки — ООО «Конкорд», которое в 2017 году произвело 3 тыс. т продукции (против 2,4 тыс. т — в 2017 году). По словам гендиректора и совладельца «Конкорда» Аслана Тумова, компания в этом году завершит строительство двух птичников, что позволит увеличить выпуск продукции на 500 т ежегодно. Кроме того, по его словам, «Конкорд» рассматривает возможность приобретения мощностей «Труда».
Конкурентное преимущество
Однако возможности для расширения производства у местных производителей ограничены, говорят эксперты. В первую очередь, у компаний, работающих в Северо-Западном федеральном округе, расходы на корма значительно выше, чем у компаний, работающих на юге и в Центральной России. Кроме того, большие объемы производства позволяют снижать себестоимость продукции. «Поэтому мясо индейки из других регионов в Петербурге всегда будет дешевле местного, что дает иногородним компаниям конкурентное преимущество», — отмечает Альберт Давлеев.
Еще одна проблема — падение покупательской способности населения. Так, представители торговых сетей говорят о том, что дальнейший спрос на мясо индейки будет зависеть от динамики цен на эту продукцию. «С весны прошлого года цены стали стремительно повышаться», — рассказывает совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский. Так, в марте 2018 года 1 кг грудки индейки стоил в опте 220 руб., в июле — 280 руб., в октябре — 350 руб. «В конце января цены повысились уже до 380 руб. за 1 кг. То есть рост составил почти 70% менее, чем за год», — констатирует Мышинский. С учетом того, что благосостояние населения не увеличивается, спрос на мясо индейки может снизиться, прогнозирует он.