О том, каких метаморфоз в масложировом бизнесе следует ожидать в ближайшем будущем, Forbes рассказал основатель трейдера Apollo Group Юрий Давыдов.
С момента введения 23%-ной пошлины на экспорт подсолнечника в 1998 году производство подсолнечного масла десятикратно возросло – до 3,5-4 млн тонн в год. Активное строительство маслоэкстракционных заводов в последние несколько лет существенно изменило структуру масложирового рынка в Украине, условия на котором все чаще диктует продавец сырья. Вдобавок к этому с 2016 года производители подсолнечника практически лишились своей основной льготы – аккумуляции НДС. Уже больше месяца они могут оставлять на нужды развития своего бизнеса лишь 15% этого налога.
О том, каких метаморфоз в масложировом бизнесе следует ожидать в ближайшем будущем, Forbes рассказал основатель трейдера Apollo Group Юрий Давыдов.
Ежегодно Украина выращивает порядка 11 млн тонн подсолнечника, который почти весь перерабатывается внутри страны. Структура продаж подсолнечного масла очень устойчива – около 85% произведенного масла отгружается на экспорт, и только до 15% потребляется в Украине.
По отгрузкам этой продукции мы являемся поставщиком №1 в мире с объемом продаж в несколько миллиардов долларов в год – на отечественные предприятия приходится более 60% мирового экспорта. Добавьте к этому десятки тысяч украинцев, занятых в масложировой отрасли – она по праву считается одной из ключевых в украинском АПК.
Начало сезона 2015/2016 было стандартным для масложировой отрасли. Однако в этом маркетинговом году ее ожидает ряд изменений.
Тон масложировому бизнесу в Украине задают несколько факторов: прежде всего – мировая конъюнктура, в частности, цена на соевое масло. Именно она традиционно является индикатором стоимости подсолнечного масла. Фактически цена на него зависит от цены на соевое масло, которая, в свою очередь, формируется на бирже. К примеру, сейчас мы ожидаем урожая в Бразилии и Аргентине – это будет следующим поворотным моментом в цене на подсолнечник в текущем сезоне.
Все чаще я вижу фермеров с планшетами в руках – они также отслеживают мировые колебания цен. К сожалению, изменение цены семян подсолнечника как основного сырья зачастую не связаны со стоимостью подсолнечного или соевого масел.
Второй фактор влияния – баланс между мощностями по переработке и урожаем. Урожай семечки подсолнечника на уровне 11 млн тонн – это на сегодня тот максимум, который могут обеспечить украинские фермеры. Мощностей по переработке подсолнечника уже больше, чем предлагаемого сырья. Сегодня в масложировой отрасли борьба идет не за покупателя масла, а за продавца – своеобразная «перевернутая пирамида».
Для фермеров семечка – это своего рода валюта. Если раньше они продавали сырье в момент сбора урожая, то сегодня у многих аграриев уже есть свои мощности по хранению. Фермер продает семечку, скорее, тогда, когда ему нужны деньги, а для переработчика это бизнес ad-hoc – с меньшей возможностью спланировать график закупки.
Показательно, что теперь все большую ценность имеют немонетарные факторы во взаимоотношениях с поставщиком: фермер чаще готов продать сырье тому закупщику, с кем имеет хорошую историю отношений, кому доверяет. Часто даже за более низкую цену.
Важна тесная коммуникация, вовлеченность в бизнес партнера, готовность идти на специальные условия – например, кредитовать, помогать в логистике и т.д. Это привело к тому, что сегодня переработчики не в состоянии сформировать запас подсолнечника для переработки на несколько месяцев. Можно сказать, что многие из них работают «с колес».
В свою очередь, это изменило структуру финансирования закупки подсолнечника: у компаний-переработчиков нет необходимости аккумулировать значительный оборотный капитал для закупки семечки на несколько месяцев вперед, как это было ранее. В целом это можно назвать позитивным трендом, с учетом ограниченного доступа компаний к финансовым ресурсам.
Изменяется и тип переработчиков. Если раньше игроки рынка единогласно были нацелены на стремительное увеличение перерабатывающих мощностей, то сейчас рынок уже насыщен, конкуренция становится все более интенсивной. Новый тип компаний-переработчиков – это высокоэффективные предприятия со средними по объемам переработки заводами, находящиеся в непосредственной близости от фермеров-поставщиков. Еще лучше, если завод многофункциональный и может перерабатывать различные виды сельхозпродукции – например, подсолнечник и сою. Для переработчика это хорошая возможность диверсифицировать риски.
Особое влияние на рынок окажет изменение налогового законодательства – отмена так называемого спецрежима по уплате НДС сельхозпроизводителями. Это, в первую очередь, изменит структуру трейдинга зерна с Украины. На подсолнечное масло, с точки зрения продаж, возмещение НДС в целом не повлияет, но изменится цена, правила игры на рынке, отношение фермера к продажам.
Новые налоговые правила, согласно которым фермеру придется уплатить НДС в бюджет, перекрывают кислород теневому рынку семечки. Так называемые мелкие «маслобойки», ранее покупающие сырье у фермера за наличные, могут не выдержать конкуренции – прежде всего с точки зрения производительности: их уровень добычи масла и качество очистки сильно уступают эффективному среднему или крупному заводу, работающему с соблюдением всех стандартов производства.
При этом для фермера, фактически, исчезнет смысл сбывать продукцию за наличные. Это, в конечном итоге, существенно оздоровит рынок и сделает его прозрачным. На сегодня теневой рынок семечки оценивается до 2 млн тонн, а это немало в условиях жесточайшей конкуренции переработчиков за сырье.