Milknews уже рассказывал о состоянии аграрного образования России в целом и о том, что происходит в РГАУ-МСХА им. Тимирязева. На прошедшей в июне агропромышленной выставке «Дни поля в Татарстане – 2018» ректор Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана Рустам Равилов рассказал журналистам "Эксперта" о востребованных программах и направлениях в университете и о том, где брать специалистов для современных роботизированных систем, которые устанавливают на производствах.
— Рустам Хаметович, расскажите, насколько сейчас востребовано агропромышленное образование?
— В настоящий момент агропромышленное образование проходит период активного обновления. Это связано с тем, что руководящие органы, Республики Татарстан в частности, в последнее время обратили особое внимание на подготовку квалифицированных специалистов. Невозможно обойтись просто техникой или новыми технологиями. Любые машины, механизмы обслуживают люди. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров – актуальнейшая задача, решение которой играет большую роль в развитии аграрного сектора.
— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?
— Ветеринарное, агрономическое, зоотехническое направления наиболее популярны в аграрном секторе. Но, пожалуй, самая востребованная специальность – это ветеринарный врач. Думаю, это связано с тем, что ветврачи необходимы и в сельском хозяйстве, и в перерабатывающей промышленности. Частные клиники нуждаются в квалифицированных специалистах. При рынках ветврачи занимаются пищевой безопасностью. Можно сказать, что ветврач – это универсальная профессия. Что касается других направлений, очень перспективны сейчас технологи различных производств по переработке сельхозпродукции. Скажу больше – данные специалисты сейчас в дефиците. Возьмем, к примеру, молочное производство. Татарстан – первый регион по производству молока, но весомая часть молочных продуктов глубокой переработки производится за пределами республики. То есть мы потребляем товары, которые привозят нам из других регионов, а иногда это продукт из нашего же молока. Это неправильно.
— Как Вы считаете, в чем причина такой ситуации?
— Здесь вопрос связан не только с дефицитом кадров, но, как и в любом бизнесе, с инвестициями. Государство не может самостоятельно организовать перерабатывающее производство. Должны быть какие-то инициативные люди, которые могут взяться за такие проекты. Например, у нас в республике президент поднимал вопрос о строительстве завода по глубокой переработке картофеля (чипсы, картошка быстрого приготовления и тому подобное). Этот вопрос стоит до сих пор, но, я так понимаю, проблема именно в инвестициях. Потому что инвестиции всегда определяются заинтересованностью бизнеса в производстве. Если оно рентабельное, то есть прибыль превышает сумму затрат, тогда оно будет развиваться. Для создания рентабельности необходимы соответствующие условия. На первых парах, возможно, подойдут какие-то льготы, субсидии в качестве господдержки, но это уже вопрос не к нам. Что касается востребованности наших выпускников, мы каждый год видим, что увеличивается необходимость в переработчиках. Это говорит о том, что в Татарстане это направление активно развивается.
— Можете дать небольшой прогноз: как будет развиваться агропромышленный сектор в Татарстане?
— Вы знаете, это интересно. Татарстан – первый регион по производству молока, на четвертом месте – по мясу, где-то в первой пятерке по зерну. Мы собираем зерна почти столько же, сколько некоторые области, которые на тысячи километров южнее нас, и это несмотря на то, что у нас зона рискованного земледелия. Значит, в нашей республике активно используются высокие технологии, потому что иначе такой результат был бы невозможен.
— Думаете, новые технологии поднимут сельское хозяйство на новый уровень?
— Новые технологии, конечно, дают определенный эффект, но все-таки большое влияние будет заметно не сразу. Нужно какое-то время, чтобы освоиться: люди не всегда готовы работать с новой техникой, они боятся ее, поскольку не до конца понимают, как работает та или иная система. Я думаю, будущее аграрного сектора – это новые технологии, однако человек всегда будет той отправной точкой, откуда исходит развитие производства.
— Возможно, будут открываться какие-то новые факультеты?
— Да, мы думаем об этом. Например, рассматриваем вариант направления, которое занималось бы товароведением сельхозпродукции. Этот вопрос, может быть, не профильный. Но, как показывает практика, продать сельхозпродукцию – это не продажа автомобиля или чего-то подобного. Человек, далекий от сельского хозяйства, не может дать конструктивную консультацию по тому или иному продукту агропромышленного рынка. Поэтому наши выпускники часто работают в компаниях, которые занимаются торговлей, потому что там тоже нужны консультанты, специалисты, глубоко разбирающиеся не только в отрасли сельского хозяйства, но и в новых технологиях.