Общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» обратилась к министру промышленности и торговли Денису Мантурову и председателю комитета по экономполитике Госдумы Анатолию Аксакову: предприниматели боятся, что обсуждаемые изменения закона о торговле ухудшат положение поставщиков и дискриминируют их. Письмо по поводу поправок ко второму чтению отправлено в конце прошедшей недели (копия документа есть у «Ведомостей», его достоверность подтвердил представитель «Опоры России»). В комитете Госдумы по экономполитике знают о вопросах организации, изложенных в этом письме, заверил его представитель.
Поправки в закон о торговле, направленные правительством ко второму чтению около месяца назад, предлагают снижение вознаграждений поставщиков до 5% от суммы поставки (сейчас – 10%). Также предлагается не ограничивать стоимость услуг по логистике ритейлеров для поставщиков, т. е. исключить из расчета вознаграждения сетям логистических и связанных с ними услуг (упаковка, сортировка и др.).
У малого и среднего бизнеса опасение вызывают два основных предложения, следует из письма. Так, исключение из расчета вознаграждения сетям логистических услуг «неминуемо приведет к созданию большого количества фиктивных договоров на оказание логистических услуг» с «несоразмерной платой», поясняет президент «Опоры России» Александр Калинин, подписавший обращение. По его словам, логистика – неотъемлемая часть деятельности всех участвующих в торговле, поэтому все расходы на нее участники рынка должны покрывать своей маржей. «Должен быть предусмотрен запрет на выставление торговыми сетями в адрес поставщиков любых счетов за оказанные логистические и связанные с ними услуги», – считают авторы письма.
Такой риск есть, но в отличие от фальш-маркетинга доказать фиктивность логистических услуг или их завышенную стоимость реальнее исходя из пройденного километража, веса и объема товара, рассуждает директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков. Правительство обоснованно исключило из расчета вознаграждения оплату логистических услуг, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев: «Нормирование затрат на логистические услуги может привести к проблемам с поставками товаров в удаленные регионы страны».
Поделить полтриллиона
540 млрд руб. – такая сумма, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, будет перераспределена между ритейлерами и поставщиками в результате принятия поправок в закон о торговле, которые разработала группа сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой
Кроме того, как пишет Калинин, проект поправок в закон о торговле не ограничивает максимальные сроки оплаты поставок импортного алкоголя и непродовольственных товаров. Это «является дискриминацией организаций-импортеров и поставщиков таких товаров, поскольку торговые сети фактически кредитуются за их счет», сетует он. «Опора» предлагает установить предельный срок оплаты поставок импортного алкоголя в 60 дней, а непродовольственных товаров – в 75.
Зарубежный алкоголь – единственный продукт, по которому поправки закона о торговле не предлагают установить предельных сроков оплаты. Для алкоголя российского производства правительственные поправки предлагают установить оплату не позднее чем через 40 дней после приемки сетью.
Сейчас импортеры алкоголя получают оплату после продажи поставленного ими товара, подтверждает основатель виноторговой компании Simple Максим Каширин. Сроки могут доходить до 120–150 дней, замечает он. «Это ограничение и для поставщика: сеть будет отказываться брать товары, которые плохо продаются. Введение предельных сроков оплаты подтолкнет рынок к определению востребованных продуктов и адекватных цен», – рассуждает Каширин.
Свою позицию готов скорректировать и Руспродсоюз, последние несколько лет поддерживавший изменение закона о торговле, следует из его писем, отправленных в конце апреля крупнейшим ритейлерам (копии документов есть у «Ведомостей»). В частности, Руспродсоюз пишет, что, проанализировав ситуацию, понял: «Именно поставщики аграрной продукции (обезличенной и ввиду этого не требующей маркетинговых затрат) выступают за ограничение маркетинговых выплат, а предприятия, выпускающие брендированную продукцию, заинтересованы в сохранении существующих бизнес-процессов. Но <…> чтобы услуги стали реальными, ненавязываемыми и эффективными». Поэтому союз предложил ритейлерам подумать над тем, чтобы разграничить обезличенную и брендированную продукцию, распространив запрет на совокупные выплаты поставщиков сетям для первой категории и не распространять для второй. Об этом известно также Ломакину-Румянцеву.
В обороте ритейла в денежном выражении на брендированную продукцию крупных корпораций приходится большая часть, замечает представитель одного из крупных ритейлеров. «Таким производителям невыгодно в условиях ограничения маркетинговых услуг лишаться инструмента для конкуренции с собственными брендами сетей», – добавляет он.
Представитель Руспродсоюза подтвердил «Ведомостям», что ассоциация направляла свои идеи ритейлерам, но ответы пока получила не от всех.
Пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответила.