Ровно 10 лет прошло с того времени, когда жителям республики пообещали свинину и мясо птицы местного производства.
Что произошло с того времени? Мясо птицы в наших магазинах по-прежнему из других регионов, а местная свинина не закрывает и половины потребности республики. По подсчетам участников рынка, доля местной мясной продукции на прилавках сетевых продуктовых магазинов не превышает 30%.
Поставки привозной свинины, действительно, уменьшились. А вот продовольственная независимость Бурятии при этом не изменилась. Половина свинины, произведенной на крупнейшем свинокомплексе в Восточной Сибири (том самом, с которым было подписано инвестиционное соглашение), поставляется за пределы республики. При этом выпадающие объемы компенсируются за счет поставки из Красноярска предприятиями того же холдинга.
Вспоминая историю создания свинокомплекса «Восточно-Сибирский», мы также вспоминаем и неоднократные увещевания его руководства и бурятского минсельхоза о строительстве второй очереди, которая сейчас, как показывает ситуация, весьма актуальна. По какой-то причине вопрос о второй очереди (увеличение объемов производства в 2 раза) положен в долгий ящик: «Восточно-Сибирский» собрался увеличивать свое поголовье только на 10% в этом году, а минсельхоз Бурятии остановился на достигнутом и его устраивает сложившаяся в России практика постепенного роста для хорошей отчетности.
Действительно, в 2014 году рост объемов производства мяса в Бурятии на 10 тысяч тонн произошло только из-за запуска «Восточно-Сибирского». В дальнейшем роста нет. Может ли речь идти о сговоре минсельхоза с «Восточно-Сибирским», в результате которого последний будет постепенно увеличивать объемы производства, а минсельхоз — показывать лучшую «статистику»? Но за это время мясо для жителей республики будет все также завозиться из-за ее пределов!
Развитие собственного производства — дело затратное и небыстрое, но, как показывает опыт продуктового эмбарго в нашей стране, иногда просто необходимое.