Производство подсолнечного масла в текущем году продолжает свой спад. Но, если в 2015 г. причина была, скорее в относительно низком урожае прошлого года (на 1,3 и 0,8 млн. т ниже, чем в 2013 и 2015 г., соответственно), то сейчас в желании производителей и посредников выиграть на цене реализации сырья.
Российские предприятия показывают неустойчивую понижательную динамику производства подсолнечного масла на протяжении последних 12 месяцев. Индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 7 месяцев из последних 12-ти. Пик выпуска подсолнечного масла традиционно был зафиксирован в сентябре и приурочен к завершению сбора урожая подсолнечника в большинстве регионов.
Совокупное падение объемов производства за 2015 год составило 9% г/г. Это предположительно вызвано тем, что сельхозтоваропроизводители в целях увеличения своих доходов придерживают урожай и реализуют его небольшими партиями для обеспечения текущих затрат в период посевной кампании.
Специалисты IndexBox отмечают уменьшение покупательной способности населения: реальные доходы за 9 месяцев 2015 года сократились на 3,3% г/г, наблюдается переход к сберегающей модели потребления. Оборот розничной торговли за 2015 г. за тот же период снизился на 10% г/г. Вместе с тем, масло остается товаром первой необходимости, поэтому сложившаяся конъюнктура влияет, скорее, не на объем продаж, а на возможность розничных посредников повышать цены.
Динамика производства подсолнечного масла в стоимостном выражении не всегда повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея в некоторые периоды резкий рост. Так, за январь-апрель 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался идентичным объему производства в натуральном выражении, а в 2015 году был выше на 38% г/г. Изменение макроэкономической конъюнктуры, а также рост цен на сырье обусловили увеличение цен производителей на масло подсолнечное, которые в марте отчетного года увеличились до 56,9 руб./кг против 45,9 руб./кг в марте 2015 года. Кроме того, рост цены подсолнечного масла подогревает цены на горюче-смазочные материалы.
В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ООО "МЭЗ ЮГ РУСИ" из Ростовской области, АО "КАЗАНСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ" из Республики Татарстан, ЗАО "САМАРААГРОПРОМПЕРЕРАБОТКА" из Самарской области, АО "АТКАРСКИЙ МЭЗ" из Саратовской области. А также ООО "КУБАНСКАЯ КОМПАНИЯ "ЭЛИТ-МАСЛО" и ООО "ЛАБИНСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД" из Краснодарского Края и некоторые другие. Выработка подсолнечного масла географически приурочена к районам выращивания подсолнечника.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный и Южный федеральный округа: в 1 кв. 2016 года там было произведено 358, 8 и 350, 5 тыс. т подсолнечного масла соответственно, что составляет 67% от совокупного объема. На третьем месте с долей 28% находится Приволжский федеральный округ. В совокупности на данные федеральные округа приходится 95% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, как и в 4 кв. 2015 года. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства указывает на размещение посевных площадей подсолнечника.
Падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В первом квартале 2016 г. экспорт как семян, так подсолнечного масла продемонстрировал заметный рост к предыдущему году. Вместе с тем, доля продукции, поставляемой на экспорт на обоих рынках пока не очень велика.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок подсолнечного масла