8 (495) 725-61-88

Корзина: 0
Обратный звонок

Ингредиенты и сырьё для пищевого производства

Для заводов, фабрик, комбинатов и пекарен

Внимание!!!


В последнее время участились случаи, когда мошенники, представляясь сотрудниками или руководством нашей компании, пытаются получить в различных организациях товар с отсрочкой платежа. Будьте бдительны! Перезвоните нам и убедитесь что заявка на закупку получена именно от нашей компании.

Ожидать появления казахстанской пшеницы на традиционных для РФ и Украины рынках в текущем сезоне не приходится – ГК «Северное зерно»

Зерновой сектор является ключевым для АПК Казахстана. Однако в последние несколько сезонов в стране отмечается тенденция диверсификации площадей, в результате чего площади под пшеницей постепенно сокращаются, в то время как под масличными и нишевыми культурами – расширяются. Об основных тенденциях на зерновом и масличном рынках, логистических сложностях и перспективах экспорта сельхозпродукции в интервью АПК-Информ рассказал учредитель группы компаний «Северное зерно», член ЗСК Евгений Карабанов.

 

Справка

Группа компаний «Северное зерно» работает на рынке Казахстана с 2001 года. В составе группы торговые, транспортные компании и хлебоприемное предприятие. Основное направление деятельности – торговля зерновыми, зернобобовыми и масличными культурами, в том числе экспорт. ТОО «Северное зерно» является членом Зернового Союза Казахстана.

 

— Евгений , как Вы оцениваете старт сезона-2017/18 в секторе основных зерновых и масличных культур? Какие особенности Вы смогли бы выделить?

— Старт маркетингового сезона-2017/18 обнадеживал многих участников рынка, как производителей, так и экспортеров. Производители получили неплохой урожай зерновых и масличных культур. Намолот зерновых и зернобобовых культур в Казахстане составил более 22 млн. тонн, в том числе пшеницы – 17,4 млн. тонн. Намолот масличных культур, по прогнозам МСХ РК, составит более 2,5 млн. тонн, что на 45% больше, чем в прошлом году. Хорошая конъюнктура цен на ячмень и спрос на него, в первую очередь со стороны Ирана, сулили неплохие перспективы торговли. Тем более, в Казахстане урожай ячменя в 2017 году составил более 3,3 млн. тонн.

Качество пшеницы выгодно отличается от урожая двух предыдущих лет. Доля продовольственной пшеницы 3 класса составляет 68%. Пшеница урожая 2017 года имеет хорошие натуру, клейковину, белок, высокое число падения. Ячмень также с высокой натурой и содержанием белка. Более того, погодные условия в период уборки урожая были идеальными: сухая продолжительная осень позволила обеспечить полное созревание зерна, бобовых и масличных культур и убрать зерно сухим.

Однако небывалый урожай в России внес свои коррективы. В связи со снижением перевозок зерна в Казахстане в летние месяцы часть вагонного парка зерновозов владельцы подвижного состава отправили в Россию. Вагоны начали «застревать» в коллапсах в портах России и стали возвращаться в Казахстан только в октябре. Кроме того, в летние месяцы в связи со снижением объема перевозок значительное количество судов из Каспийского моря переместились в Черное и Азовское моря, где резко поднялась потребность в судах и подскочила стоимость фрахта. Возвратились оттуда немногие. Это привело к значительному дефициту судов в Каспийском море и, как следствие, существенному накоплению ячменя и вагонов с ним в порту Актау. Все это обусловило дефицит вагонов и в результате уменьшение объема экспорта пшеницы в сентябре на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В октябре экспорт пшеницы начал постепенно восстанавливаться. Отклонение составило -4% по сравнению с октябрем 2016 г. Экспорт ячменя, напротив, резко увеличился в сентябре, составив 152,94 тыс. тонн, что в 5,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Отсутствие вагонов и сокращение темпов экспорта пшеницы способствовали снижению цен на нее на внутреннем рынке страны в октябре более чем на 15%. Однако цены на ячмень росли и достигли в октябре максимального значения за последние 3 года – 42 тыс. тенге/т (125 USD) на условиях EXW-элеватор. Кроме того, разница в ценах привела к значительному «серому» экспорту российской пшеницы и ячменя на приграничные элеваторы Казахстана. Данный фактор также оказывал давление на цены на внутреннем рынке.

В свою очередь, относительно небольшой экспорт в страны Средней Азии – основные импортеры казахстанской пшеницы в сентябре-октябре – позволил стабилизировать экспортные цены на пшеницу и удержать их от дальнейшего снижения.

Рынок масличных культур формировался с учетом стабильного спроса казахстанских переработчиков на рапс, лен и подсолнечник, производство которых по сравнению с прошлым годом в 2017 году значительно выросло. Так, урожай рапса составил 290,12 тыс. тонн (+39% к уровню прошлого года), льна масличного – 733,5 тыс. тонн (+21%), сафлора – 219,2 (+30%), сои – более 260 тыс. тонн (+13%), валовой сбор подсолнечника ожидается на уровне более 900 тыс. тонн (+55%). В 2017 году производство семян льна масличного в Казахстане превысило их производство в Канаде, прежнем лидере производства данной культуры. Масличные культуры урожая 2017 года отличаются хорошим качеством: содержание жира больше на 3-5% по сравнению с показателем прошлого года. Однако в связи с существенным предложением основных масличных культур – рапса, льна и подсолнечника, связанным с увеличением производства данных культур, цены и спрос на них в октябре начали снижаться, чему в немалой степени способствовал и дефицит вагонов.

 

Каков Ваш прогноз относительно тенденций развития цен на пшеницу и ячмень во второй половине сезона?

— В последние годы цены на казахстанское зерно очень волатильны и сильно зависят от цен на российское зерно в приграничных регионах. В связи со свободным перемещением товаров в рамках стран ЕАЭС любой дисбаланс цен моментально ликвидируется поставками соответствующих товаров. Поэтому конъюнктуру цен на казахстанское зерно будут определять, в первую очередь, цены на российское зерно. Кроме того, значительное влияние на цены казахстанского зерна будет оказывать динамика его экспорта и экспорта муки, зависящая от платежеспособности импортеров, наличия вагонов, динамики экспорта российского зерна, доступности портов Азовского, Черного и Балтийского морей, курса национальной валюты. На цены и динамику экспорта «нишевых» зерновых – пшеницы дурум и hi-pro – влияние также будут оказывать цены мирового рынка и стоимость фрахта.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, по состоянию на 1 ноября 2017 г. запасы зерновых и зернобобовых культур в стране превысили 20,008 млн. тонн, в т.ч. пшеницы – 15,933 млн. тонн, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 6%.

В ноябре-декабре количество предложений пшеницы на рынке увеличится в связи с необходимостью расчетов сельхозпроизводителей по ранее взятым кредитам, лизинговым и прочим платежам. В свою очередь, существенное предложение зерна, низкая динамика экспорта пшеницы и муки могут привести к дальнейшему снижению цен на пшеницу всех классов. В связи с этим стабилизатором цен может выступить государство в лице АО «НК «Продкорпорация», для чего необходимо выделение денег в сумме 60-80 млрд. тенге (180-240 млн. USD) на закупку пшеницы у товаропроизводителей в объеме 1,5-2 млн. тонн. Указанная мера позволит снять с рынка и «заморозить» излишки зерна и сохранить внутренние цены на пшеницу 3 класса на уровне 40 тыс. тенге/т с НДС (120 USD) на условиях EXW-элеватор. Данный вопрос сейчас обсуждается Правительством Казахстана.

В то же время, в России наблюдается избыток зерна в Сибири, на Урале и в Алтайском крае. Сейчас ведется активная дискуссия о введения Россией экспортных субсидий или компенсации транспортных расходов экспортеров для вывоза этого зерна. Ввиду этого в случае реализации Россией указанных мер существует риск частичной потери традиционных рынков сбыта казахстанской пшеницы и муки в странах Средней Азии и Афганистане. Это, в свою очередь, приведет к сокращению объемов экспорта пшеницы и муки из Казахстана и, как следствие, снижению цен на внутреннем рынке. Данная ситуация может быть разрешена путем проведения двухсторонних переговоров на уровне правительств и МСХ Казахстана и России.

В данный момент внутренняя цена на ячмень снизилась на 10% по сравнению с октябрем – до 35 тыс. тенге/т с НДС (105 USD) на условиях EXW-элеватор. Это связано с дефицитом судов и вагонов и, как следствие, — задержкой реализации экспортерами ранее купленного ячменя. Цена на зерновую будет определяться, в первую очередь, дальнейшим спросом на нее со стороны Ирана и возможностью доставки до иранских потребителей.

Цены на масличные культуры будут зависеть от спроса и конъюнктуры мирового рынка, наличия вагонов и доступа к портам, а также курса национальной валюты.

 

— Как Вы оцениваете перспективы развития казахстанского экспортного рынка зерновых и масличных культур в условиях значительного мирового производства и высокой конкуренции на мировом и внутреннем рынках?

— География экспорта казахстанского зерна достаточна стабильна. В первую очередь, это связано с особенностями географического положения страны и логистики. Основной объем экспорта казахстанского зерна приходится на пшеницу. Традиционные рынки сбыта казахстанской пшеницы и муки – страны Средней Азии, Афганистан. Главным ограничительным фактором, сдерживающим расширение географии экспорта казахстанского зерна, является высокая стоимость его доставки на рынки потенциальных потребителей, особенно в текущем году, в связи с увеличением стоимости доставки железнодорожным транспортом до портов, его перевалки и стоимости фрахта. При этом казахстанская пшеница 3-4 класса стандартного качества не имеет конкурентного преимущества перед российской и украинской пшеницей. А стоимость логистики при доставке в российские глубоководные порты Черного моря составляет 70-75 USD/т. Стоимость доставки в прибалтийские порты будет еще выше – 110-115 USD/т. Поэтому ожидать появления казахстанской пшеницы на традиционных для России и Украины рынках в текущем сезоне и в дальнейшей перспективе не приходится.

В то же время, в 2017 году в Казахстане собран хороший урожай твердой пшеницы (дурум), как по количеству, так и по качеству. Оценка ее производства в текущем году в стране составляет 540 тыс. тонн, что на 12% больше показателя прошлого года. В сезоне-2016/17 экспорт казахстанского дурума составил 256,28 тыс. тонн, в том числе в страны ЕС – 135,94 тыс. тонн (53% от общего объема экспорта), Турцию – 30,9 тыс. тонн (12%), Россию – 56,8 тыс. тонн (22%), Тунис – 18,9 тыс. тонн (7,5%). В 2017/18 МГ можно ожидать сохранения и дальнейшего увеличения экспорта пшеницы дурум в страны ЕС, Турцию и Россию. Прогноз экспорта данной зерновой в 2017/18 МГ составляет 300-320 тыс. тонн. Помимо того, в текущем сезоне также будут экспортироваться в страны ЕС и Турцию небольшие объемы (60-80 тыс. тонн) пшеницы hi-pro с содержанием белка более 15%.

Что касается экспорта масличных культур, то за сентябрь 2017 г. он составил 45,6 тыс. тонн, что является рекордом за всю историю. Увеличение к аналогичному периоду прошлого года на 77%. В целом, объемы маслосемян, проданные за первые 3 месяца текущего МГ (142,7 тыс. тонн), опережают аналогичный период прошлого сезона на 32%, а средние за 5 лет – на 21%. Появляются новые направления экспорта, в первую очередь, страны Азии: Афганистан, Китай, Монголия, Иран, Узбекистан, Таджикистан. Помимо того, развиваются внутренняя переработка и экспорт готовой продукции: подсолнечного, соевого, рапсового, сафлорового, льняного, горчичного масел, а также соевого шрота, рапсового и подсолнечного жмыхов в Китай, Иран, Афганистан. Традиционные рынки сбыта – страны ЕС – также не забыты.

 

— Если говорить о маржинальности зерновых и масличных культур, а также продуктов их переработки, то, по Вашим оценкам, что выгоднее экспортировать на сегодняшний день?

— Маржинальность той или иной культуры определяется, на мой взгляд, в первую очередь, сложностью и стоимостью логистики, а также возможными рисками. Маржинальность большинства масличных культур выше, чем зерновых, но и их капиталоемкость также намного больше (в 2-2,5 раза). К тому же необходимо понимать, что к масличным культурам существуют специальные требования, связанные с условиями хранения, транспортировки, перегрузки и упаковки. Поэтому далеко не всегда доход от продажи масличных культур удовлетворяет экспортеров.

 

— В рамках государственной программы диверсификации сельскохозяйственных площадей в Казахстане наращивается производство культур, обладающих высокой рентабельностью и маржинальностью, таких как чечевица. При этом в последние несколько сезонов страна постепенно наращивает производство данной культуры. Каковы, по Вашему мнению, перспективы Казахстана на мировом рынке? Пользуется ли чечевица казахстанского происхождения спросом на внешних рынках?

— За последние 3 года после принятия программы диверсификации посевы бобовых культур в Казахстане значительно увеличились. Лидером по занятым площадям является чечевица. Однако не все регионы подходят для ее выращивания. Кроме того, имеются сложности относительно агротехники указанной культуры. В первую очередь, это наличие и стоимость качественных сортовых семян, подготовка почвы под посев, уход после сева, своевременность уборки и наличие специальных жаток. Также требуется послеуборочная обработка чечевицы – сушка, очистка, калибровка, хранение, для чего необходим комплекс соответствующего технологического оборудования. Очень немногие элеваторы и ХПП оснащены специализированным оборудованием и способны принимать, хранить и отгружать данную культуру. Не все производители и экспортеры способны выполнить требования покупателей относительно качества чечевицы.

Как считают эксперты, факторов для роста цен на чечевицу в ближайшей и среднесрочной перспективе нет. Существенное предложение (хороший урожай в Турции, Канаде, Индии, России), фундаментальные изменения на рынке бобов (введение Индией высоких пошлин, возобновление экспорта Турцией) по сравнению с прошлым сезоном способствовали значительному снижению внутренних цен.

Одной из основных причин массового внедрения чечевицы на казахстанских полях стала ее высокая маржинальность в прошедших сезонах 2015/16 и 2016/17. Производители, выращивающие указанную культуру в прошлом и позапрошлом годах, были довольны высокой ценой. В этом же году многие фермеры жалуются на то, что цена на чечевицу едва оправдывает себестоимость ее производства. В выигрыше остались производители зеленой чечевицы, цена на которую существенно не изменилась по сравнению с прошлым годом. Производители красной чечевицы в текущем году не получают той маржи, которая была в предыдущие годы и на которую они рассчитывали. Цены на внутреннем рынке в зависимости от качества на условиях EXW с НДС составляют: красная чечевица – от 70 до 100 тыс. тенге/т (210-300 USD), зеленая мелкая – 130-140 тыс. тенге/т (390-420 USD), зеленая крупная – 160-180 тыс. тенге/т (480-540 USD).

При этом за первые 3 месяца текущего МГ экспорт чечевицы из Казахстана составил 20,44 тыс. тонн, что больше аналогичного периода прошлого года в 2,8 раза и является рекордным за всю историю. В сезоне-2016/17 совокупный экспорт указанной культуры составил 94,02 тыс. тонн, а основными покупателями являлись Турция, Иран, Азербайджан.

Дальнейшие перспективы развития и экспорта чечевицы в Казахстане существенно будут зависеть от внешних факторов (конъюнктура мирового рынка, объемы производства и потребления ведущими экспортерами и импортерами, стоимость логистики).

 

— На данный момент основной проблемой аграрного сектора Казахстана является логистика. Какие ключевые сложности Вы могли бы выделить?

— Действительно, основные логистические сложности в развитии новых направлений экспорта казахстанской зерновой продукции заключаются в географическом положении страны и высоких урожаях последних лет у основного соседа – России, имеющего выход к внешним морям. В связи с этим доступ казахстанского зерна в российские порты затруднен и дорог. РФ с каждым годом наращивает производство и экспорт зерна, поэтому портовая инфраструктура используется, в первую очередь, для экспорта собственного зерна.

Ранее в качестве альтернативы использовались порты прибалтийских стран – Рига, Вентспилс, Лиепая, Клайпеда, Мууга. Однако в настоящее время это невозможно ввиду высокого тарифа на транзит по территории России и отказа АО «РЖД» в согласовании плана перевозок в указанных направлениях из-за загруженности маршрутов, ремонта и реконструкции путей и пр., а по факту, по-видимому, имеется политическая подоплека.

Кроме того, существуют перманентные сложности, связанные с нехваткой вагонов, периодически возникающей нестабильной политической обстановкой в странах-импортерах, неотмененными санкциями в отношении Ирана и т.д.

Решение большинства вышеуказанных вопросов находится в плоскости проведения переговоров Правительств и заинтересованных структур двух стран – России и Казахстана.

 

— В конце октября 2017 года в порту Актау был объявлен конвенционный запрет на погрузку фуражного ячменя на 10 суток. Поставят ли существенные проблемы с логистикой под угрозу реализацию экспортного потенциала зерновой в 2017/18 МГ? Решена ли проблема с дефицитом вагонов и судов под погрузку на данном этапе, и если да, то как?

— Основная проблема, связанная с большим накоплением ячменя и вагонов в порту Актау, связана с недостатком судов в Каспийском море. Ввиду окончания навигации по Волге количество судов не увеличится. Кроме того, зимняя навигация в Каспийском море также не благоприятствует увеличению погрузки и экспорта ячменя. Если в сентябре экспорт ячменя через Актау составил исторический рекорд – 144,2 тыс. тонн, в октябре ожидается 160 тыс. тонн, то в ноябре и зимние месяцы он снизится до 100-110 тыс. тонн в месяц. За первые 3 месяца нынешнего МГ объем экспорта ячменя составил 199,8 тыс. тонн. Таким образом, учитывая уменьшение перевалки в порту Актау в зимние месяцы и сезонное сокращение торговли весной-летом, общий объем экспорта казахстанского ячменя в 2017/18 МГ можно прогнозировать на уровне 1,2 млн. тонн, или порядка 70% экспортного потенциала текущего сезона. Однако это значение будет существенно выше показателя прошлого сезона – 768,85 тыс. тонн.

 

— Учитывая особенности географического положения Казахстана и логистики, каковы перспективы расширения рынков сбыта основных зерновых и масличных культур в текущем сезоне?

— На данный вопрос, в целом, ответ уже дан, однако стоит отметить еще ряд моментов. Есть возможности и перспективы расширения экспорта пшеницы дурум и hi-pro в весенне-летний период через российские порты Черного и Азовского морей, а также льна через российские порты Балтийского моря. Кроме того, существуют перспективы увеличения экспорта чечевицы в Иран и контейнерами в Шри-Ланку, ОАЭ и ряд других стран. Ежегодно растет экспорт органической продукции (пшеница, лен).

После двухлетнего отсутствия необходимо также отметить возвращение Азербайджана в ряды покупателей казахстанской пшеницы в текущем сезоне, чему способствуют высокое качество пшеницы урожая-2017 и умеренная цена.

В связи с высокой конкуренцией на причерноморском рынке ждать расширения географии экспорта казахстанского зерна и масличных культур в текущем сезоне не приходится.

 

— Как Вы можете охарактеризовать тарифную политику Казахстана на ж/д, автоперевозки в 2017/18 МГ по сравнению с предыдущим сезоном?

— В связи с высоким урожаем зерна в России и увеличением тарифов на предоставление вагонов для перевозки зерна, их дефицитом, аналогичные ставки возросли и в Казахстане. Рост цен составил 20% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Отмечается увеличение стоимости фрахта в Каспийском море на 60%. Эти факторы наряду с уменьшением стоимости зерна способствовали установлению понижательной ценовой тенденции на внутреннем зерновом рынке и сокращению маржи экспортеров. Что касается стоимости автоперевозки, то данный вид транспорта применяется, в основном, для внутреннего перемещения зерна из хозяйств на элеваторы и с элеваторов на перерабатывающие предприятия. Тарифы на автоперевозки также увеличились на 15-18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Перспективы дальнейшего роста тарифов на перевозку зерна в текущем сезоне выглядят сомнительно. Рынок достиг своего пика, и к весне можно ожидать снижения цен на транспортировку по железной дороге и на фрахт.

 

— Какие логистические проблемы, по Вашему мнению, требуют первоочередного решения, и чего стоит ожидать участникам рынка во второй половине 2017/18 МГ?

— Большинство этих проблем, в частности дефицит вагонов и увеличение цен на транспортировку, тесно связаны с дефицитом судов. Быстрое разрешение данных трудностей невозможно.

 

— Какие планы и перспективы Вы видите для развития зернового и масличного рынков Казахстана?

— За последние 5 лет развивается экспорт зерна пшеницы и муки в Китай. В сезоне-2016/17 в КНР было экспортировано 270,7 тыс. тонн пшеницы и 9,7 тыс. тонн муки. После ввода в эксплуатацию в 2017 году новой железнодорожной линии до погранперехода Алтынколь/Хоргос существует потенциал для роста экспорта не только зерновых, но и масличных культур. Кроме того, подписан протокол между ведомствами КНР и Казахстана на поставку сои, готовится подписание протоколов на поставку ячменя, рапса, семян льна, подсолнечника, которые существенно упростят процедуру оформления карантинных и таможенных документов для ввоза в КНР указанной продукции. Также нужно отметить, что казахстанские компании с каждым годом наращивают поставки муки в Китай. Все сказанное позволяет сделать вывод о перспективности данного направления экспорта казахстанского зерна. В ближайшие годы можно ожидать существенного увеличения экспорта казахстанского зерна, муки, масличных культур и масел в КНР до 1-1,5 млн. тонн ежегодно.

В целях ускорения перевозок и увеличения вагонооборота в ноябре 2017 г. АО «Грузовые перевозки Национальной Компанией «Казақстан Темiр Жолы» — АО «КТЖ» организовало еженедельные ускоренные перевозки зерна из северных регионов Казахстана, так называемые «зерновые шаттлы», в Китай через пограничный переход Достык / Алашанькоу. Если раньше время доставки составляло 7-8 суток, то теперь – 36 часов. Планируется увеличение частоты курсирования до двух рейсов в неделю. Аналогичные зерновые и мучные «шаттлы» начали курсировать еженедельно в Афганистан до погранперехода Галаба / Хайратон с сокращением времени доставки с 10-12 суток до 72 часов. Каждый «шаттл» состоит из 53-54 вагонов. Планируется дальнейшее внедрение «шаттлов» по другим популярным направлениям экспорта зерна и муки – порт Актау, Узбекистан, Таджикистан.

В долгосрочной перспективе необходимо развивать новые логистические маршруты в рамках проекта «Шелковый путь» с выходом на страны Юго-Восточной Азии.

Дальнейшая диверсификация производства сельскохозяйственных культур приведет к появлению новых маршрутов и направлений экспорта казахстанской аграрной продукции и будет способствовать снижению конъюнктурных и логистических рисков, как производителей, так и экспортеров.

 

— Какие задачи ставит перед собой группа компаний «Северное зерно» на 2017/18 МГ?

— Группа компаний «Северное зерно» намерена дальше развивать традиционные направления экспорта, а также увеличивать поставки высокомаржинальной продукции – пшеницы дурум, рапса, льна, бобовых культур. Также компания сосредоточена на выработке новых логистических решений для ускорения и удешевления доставки продукции своим контрагентам.

 

Беседовала Полина Калайда

Преимущества работы с Русагриком

Внимание!!!


В последнее время участились случаи, когда мошенники, представляясь сотрудниками или руководством нашей компании, пытаются получить в различных организациях товар с отсрочкой платежа. Будьте бдительны! Перезвоните нам и убедитесь что заявка на закупку получена именно от нашей компании.

Наши партнеры

Участие в выставках

Заказать обратный звонок





Наш менеджер гарантированно с вами свяжется в течении 30 минут

Войти в личный кабинет