С 2005 года в порту Тамань (Краснодарский край) Объединенная транспортно-экспедиторская компания (ОТЭКО) ведет работу над созданием нового многоцелевого терминала. В октябре 2016 года на Сочинском Международном экономическом форуме администрация Краснодарского края и группа компаний ОТЭКО подписали протокол о намерениях по строительству на полуострове Индустриального парка. Это один из крупнейших проектов в регионе и в принципе в портовой инфраструктуре страны.
ОТЭКО основана русско-бельгийским миллиардером, кинопродюсером и с ноября инвестором футбольного клуба "Кубань" Мишелем Литваком на базе существовавшей с начала 1990-х годов компании "Русский мир".
ОТЭКО стала первой на рынках России, СНГ и стран Балтии, кто смог предложить полный спектр железнодорожных и стивидорных услуг в области перевозок нефти и газа, а также технического обслуживания парка вагонов. Фактически это один из крупнейших частных перевозчиков нефти и нефтепродуктов по железной дороге России.
Представители компании редко дают интервью. ТАСС удалось побеседовать о планах группы, в том числе о выходе на новые для себя аграрные рынки, с генеральным директором ОТЭКО Сергеем Губинцом.
— ОТЭКО реализует проект по строительству терминальных мощностей в порту Тамань. Сохраняются ли сроки реализации проекта — конец 2018 года? Пересматривался ли объем инвестиций и заявленные мощности? Видите ли вы как инвесторы какие-то проблемы в Тамани?
— Мы начали реализацию проекта по строительству первого терминального комплекса в Тамани в начале 2000-х годов и в 2012-м осуществили его запуск. Им стал комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. Общая мощность терминала на тот момент составляла 10,5 млн тонн в год. В 2014 году мы приняли решение об удвоении терминальных мощностей до 20 млн тонн. Достроили дополнительные емкости для хранения, увеличили приемоотправочный парк по железной дороге и осуществили модернизацию причала. Теперь мы можем отгружать суда дедвейтом до 160 тыс. тонн. Общая перегрузочная мощность терминала, как мы и планировали, достигла 20 млн тонн в год в 2015-м.
Важный момент, который позволяет нам сегодня динамично реализовывать наши идеи, — мы изначально планировали инфраструктуру не на один нефтяной терминал, а на все будущие терминальные мощности, в том числе и наш Портово-индустриальный парк.
Кстати, следующий перегрузочный комплекс уже строится — это наш первый сухогрузный терминал по перевалке 35 млн тонн навалочных грузов: 20 млн тонн угля, 5 млн тонн серы, 5 млн тонн руды и 5 млн тонн минеральных удобрений. Этот проект мы запускаем в 2018 году. Терминал сможет принимать суда дедвейтом 220 тыс. тонн — это максимально возможный дедвейт судов для прохода через Босфор. Терминал навалочных грузов, расширение базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) с учетом строительства нового закрытого причала, база крупногабаритных и тяжеловесных грузов для возможности приема оборудования и крупноблочных модулей для реализации Портово-индустриального парка — все это планируем реализовать до конца 2018 года.
Если говорить о наших инвестициях в проекты, то мы уже вложили $2,5 млрд, в том числе $2 млрд — в инфраструктуру терминала нефтепродуктов и СУГ. Всего до конца 2021 года предусмотрены инвестиции в объеме $8 млрд. Запланировано строительство восьми заводов.
Естественно, потребуется поставка крупных единиц оборудования, модулей, потом будет идти крупноузловая сборка.
Такие крупнотоннажные грузы будут поставляться в основном через собственную перегрузочную базу, с океанских судов дедвейтом до 25 тыс. тонн. Мощность базы по перевалке крупнотоннажных грузов оценивается в 300 тыс. тонн в год.
— Пока у вас в приоритете нефтяные продукты?
— Нет. Мы диверсифицируем бизнес: помимо строительства сухогрузного терминала общей мощностью 35 млн тонн мы в ближайшее время начнем строительство еще и зернового терминала на 14,5 млн тонн.
— Но это практически половина российского экспорта зерна в текущем сезоне. Не создаете ли вы таким образом избыточные мощности по перевалке?
— Мы всегда смотрели на перспективу. У нас есть подписанное соглашение c одним из лидирующих зерновых трейдеров — компанией Louis Dreyfus. Мы совместно реализуем данный проект. Самые большие площади для выращивания зерновых культур находятся в России. Рядом Казахстан, тоже с большим потенциалом. Мы верим в рост российского экспорта и в то, что наши мощности будут востребованы.
— В какие сроки будет запущен зерновой терминал?
— В первом полугодии 2019-го.
— У вас уже решены вопросы строительства подъездных путей? Может ли быть отложен ввод дороги в эксплуатацию из-за задержек с документами?
— В 2012 году мы ввели однопутную железную дорогу, 36 км, которая соединяет станцию Вышестеблиевская с нашей станцией Железный Рог. Общая же протяженность построенных нами железнодорожных путей превышает 100 км. Недавно мы подписали концессионное соглашение с Росжелдором по строительству 3,5 км путей общего пользования — это первый пример реализации в России частной концессионной инициативы. Также это первый пример концессии в строительстве железных дорог на федеральном уровне. В рамках соглашения в том числе мы строим путепровод тоннельного типа. При выполнении обязательств по соглашению со стороны Росжелдора строительство данного объекта мы завершим до конца 2017 года. Этот проект позволит нам увеличить пропускную способность путей в направлении наших терминалов до 70 млн тонн в год. У нас есть соответствующие подтверждения от РЖД, поэтому этот вопрос, мы считаем, урегулирован.
— В каких еще инфраструктурных проектах вам интересно участвовать? Может быть, не только в Тамани, но и, например, на Дальнем Востоке? Как вы смотрите на этот регион или, возможно, на какие-то другие?
— Мы пришли в Краснодар всерьез и надолго, и наша инвестиционная программа рассчитана на длительный период. Сейчас наши планы связаны с Таманским полуостровом. В рамках Международного инвестиционного форума в Сочи мы подписали, с моей точки зрения, историческое соглашение и для нас, и для Краснодарского края, и для развития всего Таманского полуострова: мы планируем построить Индустриальный парк. К 2018 году вся инфраструктура для него будет готова, то есть нам надо будет построить только сами заводы. В планах до 2021 года — завод по производству аммиака мощностью 2,5 млн тонн в год. Второй завод — это карбамид, 2 млн тонн в год. Третий — метанол, 3,5 млн тонн мощности. Следующий завод — это завод по переработке широкой фракции легких углеводородов мощностью порядка 1 млн тонн в год. Затем завод по производству высокооктановых компонентов для бензина из нафты мощностью на 1 млн тонн и из СУГ — тоже мощностью на 1 млн. Дальше мы планируем еще переработку сои на 1 млн тонн. Потом 0,5 млн — производство комбикормов. И тепличный комплекс — в основном это будут овощные культуры — с объемом производства до 550 тыс. тонн в год.
Считаю, что стратегическая линия компании, направленная на уход от чистого экспорта в сторону создания добавочной стоимости за счет переработки, является, безусловно, правильным решением. Ведь помимо повышения конкурентоспособности компании на рынке это также способствует экономическому и социальному росту региона.
Что касается терминалов, то помимо Таманского терминала навалочных грузов, зернового терминала, расширения базы СУГ, модернизации нефтяного терминала, базы крупнотоннажных грузов мы планируем реализовать еще один перспективный проект — построить универсальный терминал, включающий контейнерный терминал на 3 млн TEU ("двадцатифутовый эквивалент" — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. — Прим. ред.), а также рассчитанный на 300 тыс. единиц автотранспорта и генеральные грузы на 1,5 млн тонн.
— Вы упомянули теплицы. Очень неожиданно для крупнейшего перевозчика нефтяных грузов. Значит, ОТЭКО готова конкурировать с тепличным производством в Краснодаре розничной сети "Магнит" Сергея Галицкого (тепличный комплекс "Зеленая линия")?
— Полагаю, на этом рынке всем хватит места: востребованность российского производства овощей и салатов очень высока. Так что чем больше таких производителей, тем лучше.
— Если выделить аграрное направление, какой будет суммарный объем инвестиций и, соответственно, какую долю в структуре бизнеса ОТЭКО в 2021 году оно будет занимать?
— В 2021 году, при запуске, это будет незначительная доля, а уже в 2022 году доля может вырасти до 10% от общего бизнеса. Инвестиции в этот сегмент будут в пределах 10% из общих $8 млрд на всю инфраструктуру.
— Насколько известно, у ОТЭКО есть парк магистральных локомотивов — сколько их сейчас и как вы относитесь к идее либерализации тяги?
— Мы положительно относимся к таким вещам. Это повышает конкуренцию, нам это интересно. Мы еще в 2005 году купили девять магистральных локомотивов, которые работают и сейчас. Опять же, 26 лет назад мы начинали бизнес как логистическая компания, оказывали услуги по перевозке нефти и нефтепродуктов. Мы этим профессионально занимаемся. Одно время мы даже были крупнейшей частной компанией — владельцем нефтеналивного подвижного парка. Мы всегда хотели оказывать нашим клиентам комплекс услуг от двери до двери. В чем это заключается? Первое — это парк цистерн. Второе — локомотивная тяга, поездные формирования. Третье — операторские компетенции. Наличие этих компонентов означает, что мы можем контролировать время доставки, оказывать качественные услуги, в том числе по экспедированию, сопровождению груза и так далее до места назначения. А местом назначения может быть в том числе и наш Таманский терминал нефти, нефтепродуктов и СУГ. У нас большой парк хранения — мы можем разместить на своих подъездных путях 2,5 тыс. вагонов, это 150 тыс. куб. м. Плюс у нас очень большой емкостной парк — 640 тыс. куб. м. Мы его сейчас модернизируем по нефти и СУГ, и к 2018 году у нас будет порядка 1,1 млн куб. м хранения. Это позволяет нам бесперебойно работать в случае неблагоприятных погодных условий на море, когда суда не могут подойти к причалу, и таким образом избежать объявления конвенции на отгрузки в адрес наших терминалов. Кроме того, мы приняли решение увеличить перевалку сжиженного газа до 3,5 млн тонн, запускаем этот проект в 2018 году. Кстати, мы первые в России, кто будет использовать для хранения СУГ сферические резервуары объемом 5 тыс. куб. м. Всего их будет шесть штук на 30 тыс. куб. м. В России сейчас максимум единичная емкость резервуара составляет до 2,5 тыс. куб. м. Таким образом, мы даем возможность нашим экспортерам большими партиями, большими судами выходить на новые рынки, в том числе на азиатские. Дедвейт судов-газовозов у нашего нового причала закрытого типа будет от 1,5 до 60 тыс. тонн.
— Российский экспортный центр (РЭЦ) провел анализ структуры российского экспорта за первое полугодие 2016 года, и, по полученным данным, доля нефтянки в структуре экспорта сейчас стремительно падает. На этом фоне довольно активно растет экспорт зерна и прочих пищевых продуктов. Как вы считаете, продолжится ли эта тенденция, и учитываете ли вы это в своем бизнесе?
— Конечно, у нас происходит диверсификация бизнеса. Однако по нашим терминальным мощностям по нефти и нефтепродуктам идет рост. По сжиженному газу у нас год от года идет рост, и мы видим, что он будет увеличиваться за счет России и Казахстана. Мы весь наш парк сделали полностью универсальным: можем грузить и темные, и светлые нефтепродукты после небольших операций по зачистке. Мы видим стабильные объемы, это доказывают и наши действующие контракты, и наши переговоры с крупнейшими мировыми трейдинговыми компаниями. Мы уверены, что существующий терминал будет загружен.
— Тем не менее вы начали развивать аграрную часть бизнеса. Это связано с глобальной тенденцией роста доли агроэкспорта в структуре российских поставок за рубеж?
— Мы стабильно развиваем нефтяные мощности, но смотрим, куда идти дальше в рамках инвестиционной политики. Мы начали искать новые проекты и нашли здесь новую нишу.
Беседовала Надежда Геращенко