Мировой рынок подсолнечного масла будет стабильно расти (АПК-Информ: ИТОГИ №11 (41)
Интервью с президентом Международной ассоциации подсолнечного масла (ISOA), профессором Сю Сюебином
Справка
Международная ассоциация подсолнечного масла (ISOA) была основана в 2015 году представителями национальных отраслевых ассоциаций ведущих стран-экспортеров и импортёров подсолнечного масла. ISOA – это международная некоммерческая организация, целью которой является способствовать международной торговле и росту потребления подсолнечного масла в мире. Организация занимается реализацией продвижения подсолнечного масла как на коммерческом (торговые компании), так и научно-техническом уровнях (технологи, институты, организации) и на сегодня объединяет членов из 12 стран мира.
— Господин Сю, как президент ассоциации, как Вы оцениваете роль подсолнечного масла на мировом рынке растительных масел в настоящее время?
— Спасибо за вопрос. Хотя мировой рынок подсолнечного масла на текущий момент меньше, чем другие рынки, например соевого или пальмового масел, спрос на него стабильно растет. Хочу отметить, что в настоящее время подсолнечное масло занимает четвертое место в списке основных растительных масел по объемам производства (после соевого, пальмового и рапсового масел). Согласно прогнозам экспертов USDA, мировое производство подсолнечного масла в 2017/18 МГ увеличится до 17,96 млн. тонн (против 12,09 млн. тонн в 2010/11 МГ), что составляет около 1/10 мирового производства растительных масел. Подсолнечное масло играет все более и более важную роль на мировом продовольственном рынке. Потребители получают все большее количество информации о важности потребления «хороших» масел, в частности таких, которые содержат мононенасыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты, и соответственно стараются снижать потребление так называемых «вредных» продуктов, содержащих трансжиры. Подсолнечное масло имеет хорошие характеристики и высокую пищевую ценность. Поэтому я считаю, что мировой рынок подсолнечного масла будет продолжать постепенно расти.
— По Вашему мнению, что нужно предпринять для дальнейшей популяризации потребления подсолнечного масла ?
— Подсолнечное масло имеет массу преимуществ, главным образом, это более высокое содержание ненасыщенных жирных кислот, таких как олеиновая и линолиевая, также этот вид масла имеет высокое содержание α-токоферола. Однако хочу отметить, что в связи с этим процесс рафинации подсолнечного масла должен быть постоянно оптимизирован для улучшения качества производимой продукции и поддержания оптимального состава микроэлементов в ней.
Для популяризации подсолнечного масла необходимо продолжать повышать осведомленность потребителей, однако могу сказать, что на текущий момент подсолнечное масло уже имеет хорошую репутацию и правильное восприятие потребителями. Конечно, больше усилий необходимо приложить в сфере исследования питательной ценности подсолнечного масла, чтобы рынок располагал большими подтверждениями пользы и высокой важности этого продукта в рационе. Со своей стороны, ассоциация будет инициировать такие исследования, стимулировать рост потребления и заниматься дальнейшим продвижением подсолнечного масла.
— Относительно восприятия подсолнечного масла в Китае, как Вы считаете, отдают ли китайские потребители ему предпочтение?
— Китай – крупнейший мировой потребитель растительных масел, а также один из крупнейших производителей масличных культур. Но подсолнечное масло занимает только шестое место в структуре внутреннего производства масел, вслед за кукурузным, арахисовым, соевым, рапсовым и хлопковым. В связи с относительно небольшим производством семян подсолнечника производимого подсолнечного масла в Китае недостаточно для удовлетворения существующего спроса, поэтому страна импортирует значительные его объемы. Традиционно население Китая покупает соевое, рапсовое, арахисовое масла для ежедневного употребления. Но в последние годы вследствие повышения осведомленности о свойствах подсолнечного масла растет и спрос на него на китайском рынке.
— Если говорить об ассоциации – какая основная цель деятельности ISOA в данный период?
— Как Вы знаете, ISOA – международная ассоциация, основанная в 2015 году. Главная ее цель — способствовать международным коммуникациям между производителями и потребителями подсолнечного масла, а также стимулировать рост его потребления. Это, в то же время, включает в себя расширение сотрудничества в технологической сфере и повышение информированности о новых рынках и технологиях участников мирового рынка подсолнечного масла.
— С точки зрения технологий производства подсолнечного масла, какие из них в настоящее время наиболее важны для мирового рынка данной продукции?
— По моему мнению, точные и современные технологии производства сейчас актуальны для всего мирового рынка, и особенно для Китая. Сегодня чрезмерная обработка масла широко применяется при рафинации, однако это приводит к потере микроэлементов и снижению пищевой ценности подсолнечного масла. В противовес такому подходу применение новых технологий и подходов должно быть направлено на сохранение максимума полезных элементов в подсолнечном масле для поддержания его имиджа полезного и качественного продукта.
— Какие ближайшие планы и мероприятия вашей ассоциации?
— Среди ближайших планов ассоциации – проведение технологической конференции в 2018 году в Турции, основными составляющими которой будут как научная часть, так и технологии производства не только подсолнечного масла, но и таких продуктов, как подсолнечный шрот и подсолнечный лецитин. А в 2019 году ассоциация планирует провести свой традиционный Международный саммит по подсолнечному маслу.
— Почему, по Вашему мнению, компаниям важно становиться членами Международной ассоциации подсолнечного масла ?
— Подсолнечное масло является относительно молодым сегментом мирового рынка масел. Для повышения его статуса необходимы значительные усилия всех участников и сегментов рынка. Только за счет объединения и координации общих усилий участников рынка возможен его рост и укрепление позиций подсолнечного масла.
Беседовала Светлана Синьковская