Европейский рынок масличных и продуктов переработки является одним из наиболее весомых на глобальной арене, поскольку страны ЕС являются как ключевыми производителями ряда масличной продукции, как, например, рапс и рапсовое масло, так и значимыми импортерами таких продуктов, как подсолнечное масло, соя и др. О развитии столь интересного рынка в интервью ИА «АПК-Информ» рассказал аналитик агентства Tallage (Strategy Grains) Кристоф Когни.
— В 2015 году валовой сбор подсолнечника и рапса в ЕС значительно сократился. Насколько сильно снижение урожая отразится на производстве растительных масел в Европе в текущем сезоне?
— В 2015 г. ЕС валовой сбор масличных в Евросоюзе снизился на 3,5 млн. тонн в год. В большей степени данное снижение затронуло сегмент рапса, урожай которого, по нашим оценкам, уменьшился до 21,4 млн. тонн, тогда как годом ранее было собрано 24,3 млн. тонн данной культуры. Урожай подсолнечника также существенно понизился – на 0,9 млн. тонн в год, до 8 млн. тонн.
Безусловно, сокращение урожая ключевых масличных в ЕС приведет к снижению производства масел. Так, мы прогнозируем уменьшение объемов выпуска рапсового масла в 2015/16 МГ на 0,8 млн. тонн – до 9,6 млн. тонн, подсолнечного – на 0,2 млн. тонн, до 3 млн. тонн или даже меньше. Учитывая данный фактор и тот факт, что переходящие запасы данных масел сохранятся примерно на уровне предыдущего сезона, в ЕС будет наблюдаться сокращение потребления растительных масел, и в частности это затронет рапсовое масло, потребление которого может уменьшиться на 0,45 млн. тонн в год – до 9,84 млн. тонн.
— То есть ЕС не станет поддерживать высокий уровень производства масел за счет импортных масличных? И как в целом будут развиваться поставки масличных в Европу в текущем сезоне, в особенности интересно узнать о перспективах закупок украинского рапса?
— Нет, мы не ожидаем значительного роста импорта масличных в ЕС в 2015/16 МГ. Так, по нашим прогнозам, поставки подсолнечника сохранятся на уровне предыдущего сезона – 0,3 млн. тонн. Импорт рапса может увеличиться незначительно – до 2,4 млн. тонн против 2,3 млн. тонн в 2014/15 МГ; для сравнения: двумя годами ранее в ЕС было поставлено 3,5 млн. тонн рапса при его производстве на уровне 21,1 млн. тонн. Относительно закупок рапса из Украины можно отметить, что данная страна сохранит свои позиции ключевого поставщика масличной в Европу, и мы ожидаем импорт продукции на уровне 1,2 млн. тонн, что, однако, лишь незначительно превысит показатель годом ранее.
— Как Вы оцениваете маржу для европейских переработчиков масличных в текущем сезоне?
— На данный момент в ЕС наблюдается крайне низкая маржа для переработчиков масличных, что вызвано высокими ценами на сырье при понижательной ценовой динамике на европейском рынке растительных масел. Так, например, для переработчиков рапса маржа составляет 30 евро/т.
В результате низкой маржи и сокращения валового сбора масличных культур мы ожидаем снижение объемов переработки масличных в ЕС в текущем сезоне. Так, для рапса рассматриваемый показатель может понизиться на 1,9 млн. тонн в год – до 22,8 млн. тонн, для подсолнечника – на 0,5 млн. тонн, до 7,1 млн. тонн.
— Учитывая снижение производства масел в ЕС, будет ли наблюдаться в текущем сезоне значительный рост импорта данной продукции?
— Согласно нашим текущим прогнозам, в 2015/16 МГ ЕС нарастит закупки пальмового, соевого и подсолнечного масел, тогда как импорт продукта переработки рапса может несколько понизиться. В частности, существеннее всего возрастет импорт соевого масла – на 16% в год, до 0,32 млн. тонн. Импорт подсолнечного масла, основная часть которого будет поставлена из Украины и России, повысится на 12% в год и превысит 1 млн. тонн. Закупки пальмового масла увеличатся не столь значительно – на 1,5% в год и могут составить 6,95 млн. тонн. В свою очередь, для рапсового масла рассматриваемый показатель незначительно понизится – на 0,03 млн. тонн в год, до 0,23 млн. тонн.
— Какую ценовую тенденцию Вы ожидаете на европейском рынке растительных масел в сезоне-2015/16?
— Как уже было сказано выше, с начала сезона на европейском рынке растительных масел наблюдается понижательная динамика цен. При этом мы не исключаем возможности дальнейшего их роста. Во многом развитие ценовой ситуации на рынке масла будет зависеть от ценообразования в сегменте нефти. При этом вследствие сокращения производства и предложения рапсового и подсолнечного масел рост цен на данную продукцию более вероятен, тогда как диаметрально противоположная ситуация на рынке соевого масла окажет давление на формирование цен на продукт переработки соевых бобов.
— В контексте европейского рынка растительных масел нельзя не затронуть сегмент биодизеля. Расскажите о сложившейся на данном рынке ситуации.
— Нефть вследствие значительного снижения цен на нее на мировом рынке составила существенную конкуренцию биодизелю. Однако в сезоне-2015/16 потребление указанного топлива в ЕС продолжит развиваться в повышательном тренде и может достигнуть 12,25 млн. тонн, тогда как годом ранее данный показатель был ниже 12 млн. тонн. Производство биодизеля также демонстрирует некоторый рост и ожидается на уровне 11,71 млн. тонн (+0,09 млн. тонн в год), при этом стоит отметить, что доля рапсового масла, которое является основным сырьем для производства рассматриваемого топлива, сократится в текущем сезоне на 1%.
— В завершение нашей беседы расскажите о развитии европейского сектора масличных шротов. Какие основные тенденции ожидаются в данном сегменте в 2015/16 МГ?
— В текущем сезоне для европейского рынка масличных шротов характерны рост потребления и импорт соевого шрота. Рост спроса на данную продукцию обусловлен снижением производства рапсового и подсолнечного шротов. При этом наблюдается увеличение объемов выпуска продукта переработки сои и в самом ЕС благодаря хорошему урожаю соевых бобов в 2015 г.
Беседовала Инна Черненко