Верховный суд РФ подтвердил право предпринимателей осуществлять перевозки санкционных продуктов транзитом через Россию и до специального указа от 2019 года
Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) встал на сторону предпринимателя, который в прошлом году пытался провезти транзитом через Россию 20 тонн санкционного сала из ЕС в Донецк и которого таможенники развернули на российско-латвийской границе, сообщает сайт pravo.ru.
Фура с грузом свиного шпика общим весом 20 тонн была задержана в августе 2018 года на российско-латвийской границе, в многостороннем автомобильном пункте пропуска «Бурачки». Таможня поручила перевозчику убрать груз с территории Таможенного союза обратно в Латвию, сославшись на то, что товар подпадает под действие указа президента № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» и постановления правительства РФ №78 от 2014 года, которые частично запретили ввоз в Россию продуктов питания из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Предприниматель Владислав Маковоз, которому принадлежал груз, не согласился с таким решением и обжаловал его в судебном порядке, однако проиграл в судах трех инстанций, которые подтвердили, что указ распространяется и на транзитные грузы. Маковоз обжаловал решение в Верховном суде.
Адвокат бизнесмена отметил, что запреты касаются лиц, ввозящих санкционные товары с целью дальнейшего потребления на территории РФ. В случае Маковоза договор поставки спорного товара был заключен между лицами иностранных государств, товар перевозился по процедуре таможенного транзита и его не планировалось выпускать в обращение в России.
В свою очередь представитель ФТС Олег Федоров в суде утверждал, что при транзите товаров нужно соблюдать меры правового регулирования, которые вводятся исходя из национальных экономических интересов. Он подчеркнул, что в указе президента № 560 говорится о том, что ввоз санкционных товаров в целом запрещен: «И транзит не указан там как исключение». Федоров отметил, что только с 1 июля 2019 года транзит подобных грузов разрешили — для этого машина должна иметь электронную навигационную пломбу, а водителю дают учетный талон, который он показывает при проезде каждого таможенного пункта по дороге через Россию.
«Но поощрять транзит – это же тоже экономические интересы государства? Какие риски представляет этот товар для нашей страны?» – поинтересовалась председательствующая судья у представителя ответчика.
«Транзит – это такая процедура, когда товар может долго ехать по нашей большой стране. И очень часто в последние два года машины не доезжают до места назначения. Фуры просто исчезают», — пояснил Федоров.
В результате, передает агентство Sputnik, судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и признала незаконным решение таможенного органа. О судьбе 20 тонн сала не сообщается.