Редакция «Российской газеты» опубликовала дискуссии по поводу планов Минсельхоза поставлять говядину премиум-класса в страны Европейского союза. Статья Евгения Гайвы на эту тему опубликована во вчерашнем выпуске.
По оценке министерства, Россия может ежегодно зарабатывать на экспорте премиальной говядины до $200 млн и предлагают делегировать выдачу сертификатов подлинности на этот товар, которые необходимы для поставок в страны ЕС, Россельхознадзору.
Россельхознадзор, в свою очередь, отмечает, что выход России на мировые рынки говядины осложняют действующие квоты на поставки. На днях рынок для российского мяса крупного рогатого скота открыла Бразилия, но расширение экспорта связано с выполнением требований других стран.
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что степень доверия к Россельхознадзору в странах ЕС достаточно высока, а при необходимости европейские инспекторы приедут и сами проверят животноводческие предприятия. Однако главный вопрос заключается в том, что они собираются отправлять на экспорт.
Слишком большая роскошь для внутреннего рынка
В 2018 году Россия импортировала 434 тысячи тонн говядины — больше, чем было произведено в стране, уточнила эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Анна Кудрякова. Прирост производства говядины незначителен: за первое полугодие 2019 года он составил всего 2% в годовом исчислении, и внутренний рынок мяса КРС, по наблюдениям ИКАР, далек от насыщения.
Тем не менее, настаивает Минсельхоз, в последнее время в структуре животноводства произошли существенные изменения: сельскохозяйственные организации увеличили долю КРС мясных пород. Десять лет назад специализированный мясной скот составлял всего 2,5% от общего поголовья, а теперь эта доля приближается к 14 процентам.
Сергей Юшин подчеркнул, что поставлять на рынок ЕС (а это 500 млн потребителей с высокой покупательной способностью!) планируется только премиальную говядину. И у нее есть конкурентные преимущества, потому что в России действует запрет на рактопамин, стероиды и другие стимуляторы роста мышечной массы. И здесь с ним согласилась Анна Кудрякова. Действительно, именно такое мясо, слишком дорогое для внутреннего рынка, производит АПХ «Мираторг», и платежеспособный спрос на него в стране ограничен.
Стейки из мраморной говядины стоят до $25 за килограмм. Если производитель получит такую прибыль от экспорта, то он может направить ее на расширение производства, и тогда уже экспорт премиальной говядины будет работать на самодостаточность российского рынка, утверждает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации.
Между тем эксперт ИКАР предупредила, что выход на зарубежные рынки может обернуться ростом внутренних цен на говядину. В июле они достигли рекордных показателей в России и выросли на 4% в годовом исчислении на мировом рынке. Правда, добавила Анна Кудрякова, конъюнктура мирового рынка оказывает лишь косвенное влияние на российские цены, потому что рынки говядины премиум-класса и обычного мяса КРС существенно различаются. При этом товары класса «премиум» не имеют никакого отношения к роскоши: они ориентированы на устойчивый средний класс.