В 2017 г. в Беларуси на фоне увеличения перерабатывающих мощностей импорт соевых бобов возрос более чем на 67%. При этом ввиду высокой потребности животноводческой отрасли в кормовой базе объемы импорта соевого шрота также показали значительный прирост (+26%).
Учитывая огромный спрос на протеиновую продукцию, урожай белорусской сои остается крайне низким и не имеет четкой тенденции роста.
Об особенностях производства соевых бобов в Беларуси, основных трудностях, а также возможных драйверах развития соевого комплекса АПК-Информ рассказал член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор биологических наук, профессор, руководитель селекционных программ ООО «Соя-Север Ко» Олег Давыденко.
— Олег Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о своем предприятии, и какое место в нем занимает соевый комплекс? Как давно Вы занимаетесь селекцией сои, и каких успехов удалось достичь за это время?
— Официально ООО «Компания «Соя-Север» (теперь ООО «Соя-Север Ко») зарегистрирована в июне 1992 г. Ее учредителями являлись Институт генетики и цитологии НАН Беларуси и группа энтузиастов, проводивших исследования в свободное от основной работы и учебы время по генетике и селекции сои с 1980 г. В 2007 г. по инициативе Института генетики и цитологии НАН Беларуси это учреждение было выведено из состава участников, и, таким образом, «Соя-Север» превратилась в единственную частную селекционную организацию на территории Беларуси. Само название «Соя-Север» говорит о главной стратегической цели предприятия – продвижении сои на более северные территории. Во всех книгах о сое, выпущенных до 80-х годов, говорилось о том, что ее выращивание на широте выше 52 градусов северной широты экономически нецелесообразно. Эта широта проходит по южной границе Беларуси. Чтобы продвинуть сою до северных границ Беларуси, необходимо было создать сорта, вызревающие в условиях длинного летнего дня и низкой суммы активных температур. Уже в 1988 г. на государственное сортоиспытание был передан наш первый сорт Вилия. Он испытывался в течение 3 лет на шести сортоучастках. В связи с тем, что не было сортов, устойчиво вызревающих в Беларуси, в качестве стандарта использовался один из сортов люпина желтого. К счастью, средний урожай сои сорта Вилия превысил урожай люпина, и первый сорт сои в Беларуси был зарегистрирован. Впоследствии этот сорт стал стандартом, а затем появились и новые – более скороспелые, более урожайные, более высокобелковые и более пригодные для механизированной уборки. Этот процесс не прекращается и по настоящее время. Всего компанией было зарегистрировано 14 сортов сои не только в Беларуси, но и в России, Украине, Великобритании, Польше, Кыргызстане, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности наших сортов. Кроме селекции сои, нашей компании пришлось заниматься и технологией переработки масличной на кормовые и пищевые цели.
— В последние годы стремительно растет объем импорта сои в Беларуси. На Ваш взгляд, возможно ли увеличение собственного производства соевых бобов в РБ, и есть ли для этого подходящие сорта и прочие условия, в том числе погодные?
— Ничего удивительного: Беларусь – страна с развитым животноводством. Чтобы повысить его эффективность, необходимо сбалансированное по белку и аминокислотам кормление сельскохозяйственных животных. Одним из самых дешевых и эффективных балансеров кормов как раз и выступает соя, вернее, соевый жмых или шрот. Если кормить одним зерном, то для производства 1 кг мяса потребуется в среднем 10 кг зерна. Если делать кормосмеси из сои и зерновых, то гораздо меньше. Например, при производстве бройлерного мяса лучшие птицефабрики достигли показателей 1,6-1,7 кг корма на 1 кг мяса. Нашим руководителям сельского хозяйства кажется, что экономически целесообразно вырастить свое зерно, а сою купить. Если считать физические объемы, то это так. Например, для того же бройлера в среднем нужно до 30% сои и 60% зерна. Однако по стоимости 30% сои стоят 120 долларов, а 60% зерна – только 60 долларов. Если добавить другие импортируемые компоненты (аминокислоты, растительное масло, антибиотики и др.), то окажется, что не менее 70% стоимости комбикорма состоит из импортных компонентов. Можно ли успешно конкурировать на внешних рынках, имея такую долю импорта в кормах? Последствия очевидны: себестоимость производства мяса и другой продукции животноводства превысит рыночную стоимость.
В сложившейся ситуации Беларусь не только может, но и должна выйти на полное самообеспечение соевым белком, производить его с избытком, увеличивая экспорт животноводческой и растениеводческой продукции. Для этого уже созданы все необходимые предпосылки. Есть сорта, устойчиво вызревающие практически на всей территории Беларуси, разработана базовая технология выращивания, позволяющая получать на данных сортах урожайность до 30-35 ц/га, есть перерабатывающая промышленость, способная превратить соевое зерно в шрот и масло, и есть развитая комбикормовая промышленность, способная превратить продукты переработки сои в полноценные комбикорма для всех видов животных.
— Чем, по Вашему мнению, обусловлено нежелание белорусских аграриев выращивать сою? С какими трудностями сталкиваются сельхозпроизводители, которые занимаются производством данной культуры?
— Белорусское сельское хозяйство – это хозяйство социалистического типа. Основная часть сельхозпроизводителей – ОАО со 100% долей государства. Руководители хозяйств назначаются и снимаются администрацией района. Кому, чего и сколько сеять, планируется также администрацией. Все эти хозяйства, районы и области ведут борьбу между собой за больший вклад в запланированные 10 млн. тонн зерна. Причем этот вклад измеряется не рублями, а тоннами. Если, к примеру, какой-то руководитель посеял 300 га сои и получил урожай 2 т/га и одновременно посеял 300 га пшеницы, получив урожай 5 т/га, то это означает, что он снизил плановые показатели своего хозяйства, а, следовательно, района и области. Организационные меры последуют незамедлительно. Однако, если посмотреть на эти результаты с экономической точки зрения, то примерно при одинаковых финансовых затратах с соевого поля он снял 240 тыс. долл. со 100% рентабельностью, а с пшеничного – 150 тыс. долл. с 40% рентабельностью. Поэтому самые передовые хозяйства Беларуси, получающие урожайностьзерновых до 100 ц/га и способные со своей передовой технологией получать 3-3,5 т/га сои, никогда не занимались и не будут заниматься выращиванием этой культуры. Хотя есть и исключения из этого правила. Например, ОАО «Парахонское» Пинского района выращивает сою с 1989 г. Максимальная урожайность, которой они достигали, составляет 3,5 т/га. В последние годы площади под масличной составляют 500-600 га из 18 тыс. га пашни. В хозяйстве есть собственная переработка сои, и продукты переработки используются для повышения производства молока. Что касается бедных и убыточных хозяйств, то их трудности заключаются в недостатке финансовых средств на приобретение необходимых семян, удобрений, средств защиты, без которых получение экономически оправданного урожая трудно достижимо.
Вероятно, есть и коррупционная составляющая – кому-то очень выгодно ввозить сою из-за рубежа.
— Учитывая Ваш опыт и знания, какие регионы наиболее пригодны для выращивания бобовой в стране, и каковы средние качественные показатели сырья, в частности протеина?
— Бобовые культуры, в том числе и современные, районированные сорта сои можно выращивать по всей стране. Более раннеспелые по сравнению с соей люпин и горох выращиваются повсеместно, однако в очень малых масштабах. Еще в меньших масштабах – бобы. Что касается сои, то товарную сою можно получить в любом регионе, включая Витебскую область. Выращивать же сою на семена лучше в южной части республики. Это гарантирует их более высокие посевные качества.
По типу почв практически все, кроме кислых (а таких в Беларуси немного), подходят для возделывания сои. В связи с тем, что селекция направлена не только на увеличение урожая, но и повышение содержания белка, у белорусских сортов сои хорошие показатели по белку и содержанию масла, соответствующие лучшим мировым стандартам. Например, у сорта Припять среднее многолетнее по белку составляет 43%, а масла – 20%. Однако содержание белка зависит не только от сорта сои, но и правильной агротехники, в частности от правильно организованного минерального питания растений, позволяющего сорту реализовать свой потенциал урожайности и белка.
— Существует ли госпрограмма по развитию соевого сегмента в Беларуси, как, к примеру, по рапсу? Есть ли потребность в такой программе и почему?
— К сожалению, такой программы не существует. Рапс на полях Беларуси прижился именно благодаря госпрограмме и поддержке переработчиков. Была программа «Белок», основная цель которой – повысить содержание полноценного белка в кормах, но она предусматривала лишь увеличение объема закупок импортных соевого и подсолнечного шротов. Потребность в специальной программе по выращиванию сои, конечно, есть. С моей точки зрения, это единственный способ повышения эффективности всего нашего сельского хозяйства. Сегодня мы тратим более 500 млн. долл. на покупку шротов из-за рубежа. Если бы только 10% этой суммы потратить на централизованную закупку семян, средств защиты и бактериальных удобрений, то можно было бы посеять 380 тыс. га в стране и собрать урожай сои не менее 600 тыс. тонн, что закрыло бы все наши потребности в кормовом белке и позволило бы экспортировать излишки на внешние рынки. Естественно, сою надо сеять не вместо рапса или других бобовых культур, а вместо неэффективных зерновых. Большое количество сои в севообороте позволит увеличить урожайность зерновых за счет фиксации этой культурой атмосферного азота, так что общий вал зерновых может снизиться не столь значительно.
Сегодня, тратя огромные деньги на покупку шротов, мы, по сути, оставляем за рубежом добавленную стоимость, налоги, растительное масло и другие ценные продукты переработки сои. По сути, кормим зарубежных фермеров, переработчиков, посредников. А надо бы дать заработать своим.
— Какие факторы могут способствовать росту посевных площадей под данной культурой? И что, на Ваш взгляд, может больше помочь развитию данного сегмента – поддержка государственная или частных компаний, прежде всего переработчиков сои?
— Если говорить только о Беларуси, то есть два варианта:
1) сменить систему хозяйствования и во главу угла поставить прибыль, а не вал. В этом случае соя сама пробьет себе дорогу как высокорентабельная культура. Так происходит в России и Украине – площади под соей и урожайность неуклонно растут.
2) создать специальную государственную программу по соеводству, авансировать хозяйства средствами защиты, бактериальными удобрениями и семенами, поощрять руководителей хозяйств и агрономов, добившихся лучших результатов по урожаю и белку у сои. Целенаправленно (только тех, кто может) финансировать селекционно-генетическую работу по сое.
— Ваше мнение относительно дальнейшего развития соевого комплекса в Беларуси.
— Развитие соеводства в Беларуси – экономическая необходимость. Что касается переработки сои и комбикормовой промышленности, то они у нас уже существуют в достаточных мощностях, дело только за возделыванием сои. Рано или поздно руководство страны придет к пониманию важности производства собственного высококачественного кормового белка. Уже более 30 лет надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем, и уверен в том, что так и будет.
Беседовала Светлана Киричок
Справка
ООО «Соя-Север Ко» было образовано в Беларуси в 1992 г. Основными направлениями деятельности компании являются селекция и семеноводство сои и подсолнечника, переработка растительного сырья на жмых и масло, разработка и внедрение технологий выращивания.
В 2005 г. компанией введен в эксплуатацию участок по производству растительного масла способом глубокого отжима в г. Марьина Горка. Современное оборудование позволяет перерабатывать все виды масличных культур – сою, подсолнечник, рапс, лен и др. С 2014 г. компанией «Соя-Север» организована новая точка селекции в Воронежской области.