В последние несколько сезонов на российском зерновом рынке отмечается наращивание производства пшеницы и значительное увеличение ее экспортных поставок. Согласно прогнозам экспертов USDA, по итогам 2017/18 МГ на мировые рынки будет поставлено 38,5 млн. тонн пшеницы российского происхождения, что практически на 10,7 млн. тонн больше, чем сезоном ранее. Однако на фоне повышательной экспортной динамики текущего МГ участники рынка столкнулись со значительными логистическими сложностями.
Об основных тенденциях уходящего сезона и перспективах 2018/19 МГ на российском рынке зерновых культур на внутреннем и экспортном направлениях в интервью с Олегом Колташовым, владельцем компании ИП Колташов О.А
— Олег Анатольевич, расскажите, пожалуйста, немного о Вашей компании.
— Наша компания является одним из ведущих предприятий Курганской области в сфере хранения, подработки и оптовой торговли зерновых и масличных культур. На сегодняшний день компания состоит из двух элеваторов и одного хлебоприемного предприятия общим объемом хранения зерновых и масличных культур до 90 тыс. тонн, а также располагает собственным железнодорожным подвижным составом в количестве 45 вагонов-зерновозов марки 19-6870.
— Как Вы оцениваете 2017/18 МГ в секторе основных зерновых и масличных культур? Какие особенности могли бы выделить?
— В текущем сезоне на российском рынке происходят «тектонические» изменения, и очень много факторов, которые вмешались в работу участников зернового и масличного рынков. Во-первых, налоговая хартия и проблемы с подвижным составом. Так, по некоторым данным, около 30% вагонов-зерновозов в течение сезона выбыли из общего оборота. Во-вторых, смещение акцента инструментов государственной поддержки: интервенции с рынка практически нивелированы, а основным инструментом формирования ценовой конъюнктуры стал механизм субсидирования ж/д тарифа. К примеру, выбирается определенный регион, и ему предоставляется льгота в части груженого рейса в размере прейскуранта 10-01 по транспортировке груза по территории РФ.
И, конечно же, один из общих факторов, который влиял на ценовую ситуацию в текущем сезоне, – высокое мировое производства зерновых культур.
— Какие факторы оказывают ключевое влияние на формирование цен в секторе основных зерновых культур?
— Для анализа ценовой конъюнктуры будущих периодов я опираюсь на три ключевых индикатора. В первую очередь, это коэффициент stocks-to-use – соотношение конечных мировых запасов к сумме потребления на текущий МГ. Данный коэффициент определяет вектор развития мирового зернового рынка, неотъемлемой частью которого является российский зерновой рынок. Второй, и не менее важный фактор – это курс национальной валюты, который формирует цены как на внутреннем, так и экспортном рынках. Третий инструмент – государственная поддержка и регулирование зернового рынка. При этом третий индикатор является наименее прогнозируемым.
— С какими проблемами пришлось столкнуться Вашей компании в текущем сезоне?
— Основная проблема, с которой в текущем сезоне столкнулись трейдеры, зернопроизводители и агрохолдинги, – это дефицит подвижного железнодорожного состава. Элеваторы в течение сезона в большинстве случаев были переполнены, свободных складских помещений также не хватало, а для того чтобы вывезти рекордные объемы зерна, вагонов было критически недостаточно. При этом если в Южном и Центральном федеральных округах России ситуация с логистикой сейчас не столь критична, то в Уральском федеральном округе, а также в Новосибирске и Омске логистические проблемы сохраняются и на данном этапе. Естественно, эта ситуация оказывает негативное влияние на ценовую конъюнктуру, и маржа сельхозпроизводителей остается низкой.
— С 1 июля 2017 г. в РФ вступила в силу хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Насколько она повлияла на работу рынка в текущем сезоне ?
— Как участник зернового рынка я приветствую данную хартию. Однако очень долгое время добросовестные трейдеры, которые обладают огромными зерновыми комплексами, подвижными составами и являются только трейдерами, а не сельхозтоваропроизводителями, находились в юридическом вакууме. С ними никто не хотел заключать контракты, так как боялись налоговых последствий. На сегодняшний день все формализовалось в виде определенных требований к посреднику, и мы можем наблюдать, что недобросовестные игроки постепенно уходят с рынка. Потому что на данном этапе, чтобы быть посредником между сельхозпроизводителем и конечным потребителем, нужно иметь на балансе мощности, сформированный коллектив и НДС декларации без разрывов.
Конечно, шлифовкамеханизмов работы хартии потребовала достаточно длительного периода времени, однако в будущем это полностью очистит рынок, и работа станет прозрачной, в том числе для статистики.
— С 1 июля 2018 г. в России вступает в силу новый стандарт на пшеницу ГОСТ 9353-2016 «Пшеница. Технические условия». Повлечет ли это за собой изменения в работе зернового рынка в сезоне-2018/19?
— Во-первых, данный обновленный ГОСТ предназначен для стран Таможенного союза, а также для тех стран, которые находятся возле ТС. К примеру, в прошлой версии стандарта у Казахстана был ГОСТ, имевший отличия от российского, что усложняло работу участников зернового рынка.
С нового сезона ГОСТ будет единый, что значительно облегчит работу рынка. Были унифицированы требования относительно качественных характеристик пшеницы. Если ранее такой показатель качества, как протеин, на территории РФ не имел основополагающего значения, то сегодня это одна из главных категорий, классифицирующих пшеницу. С нового сезона вся территория Российской Федерации будет классифицироваться как экспортно-ориентированная. При этом единственная проблема, которая может возникнуть у участников рынка в связи с такими нововведениями, состоит в оборудовании, квалифицированно проверяющем протеин, так как оно достаточно дорогостоящее. К сожалению, на сегодняшний день не все компании могут себе это позволить, в особенности мелкие предприятия. Однако самое важное, что с нового сезона пшеница будет идентифицирована по экспортным показателям.
— Как Вы можете охарактеризовать тарифную политику в РФ на ж/д, автоперевозки в 2017/18 МГ по сравнению с предыдущим сезоном? Какие факторы на сегодняшний день влияют на формирование тарифных ставок для ж/д транспорта?
— Так как российские железнодорожные дороги являются монополистами, все тарифы в РФ регулирует антимонопольный комитет, в частности специальный департамент, который утверждает тарифную ставку. В сезоне-2017/18 тарифы незначительно растут, но есть механизмы, которые микшируют рост этих тарифов. К примеру, программы льготных перевозок, а также Российского экспортного центра. Вышеуказанные программы призваны для того, чтоб контролировать существующий разрыв на логистическую составляющую для сельхозпроизводителей, находящихся в центральных регионах страны, и тех, которые находятся на выгодных экспортных территориях. В перспективе говорить о том, что аграрии не захотят выращивать пшеницу в Сибири ввиду высокого ж/д тарифа и отсутствия значительной прибыли, станет неактуально.
— Как Вы оцениваете перспективы развития российского экспортного рынка зерновых в условиях значительного мирового производства и высокой конкуренции на внешнем и внутреннем рынках?
— Пшеница российского происхождения имеет большой потенциал как на восточном рынке, так и в южных направлениях. Конечно же, основными задачами остаются развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке, а также на станциях переходов с Китаем. При этом, учитывая качественные характеристики российской пшеницы, мы имеем все шансы конкурировать как в Юго-Восточной Азии, так и в странах Средиземноморского бассейна, а также в Африке. Будут разрабатываться такие программы, которые смогут полностью устранить логистическую составляющую, которая на данном этапе является самой весомой в структуре экспортной цены, конечно же, помимо стоимости самой пшеницы.
— Одной из проблем рекордного урожая зерновых культур является дефицит мощностей для хранения. Как Вы можете прокомментировать ситуацию с мощностями для хранения в текущем сезоне.
— Если сравнивать с европейскими странами и европейской статистикой, то там всегда количество мощностей на 40% превышает максимальный уровень оборота сельхозпродукции. Ситуация полностью противоположна нашим реалиям: европейские участники рынка ищут клиентов для того, чтоб загрузить мощности для хранения. Наша ситуация совершенно другая, и необходимо стремиться к тому, чтобы количество экспортных инфраструктурных объектов росло. На данном этапе рассматривается строительство большого терминала в Ленинградской области с объемом перевалки около 5 млн. тонн, Дальневосточного терминала, а также активизация экспорта через Беларусь и Китай. Если все эти направления будут активно работать, то мы сможем экспортировать излишки пшеницы, которые в сезоне-2017/18 бьют новые рекорды.
— Благодарю Вас за содержательную беседу и прошу в завершение сказать несколько слов о перспективах в новом зерновом сезоне и планах Вашей компании на 2018/19 МГ.
— Относительно перспектив на новый сезон делать долгосрочные прогнозы пока достаточно сложно, многое будет зависеть от погодных условий. Изначально в нашем регионе была проблема недостаточного снежного покрова, что могло оказать негативное влияние на состояние посевов озимых культур. Сейчас мнения традиционно разделились: ряд участников рынка говорит о недостаточной влаге в почве, а некоторые операторы рынка информируют о том, что вегетация растений проходит в оптимальном режиме.
Что касается планов компании, то на сегодняшний деньмы уже можем формировать ядро поезда. Мы заключаем договор с железной дорогой, формируем на своих базисах поезда, и один локомотив везет вагоны только нашей компании. Это позволяет в 2 раза сократить доставку, и будет прямая дорога с наших элеваторов до Новороссийского порта и портов Азовского моря. В будущем сезоне мы планируем активнее присутствовать на рынках Черноморского и Азовского бассейнов. На сегодняшний день экспортное направление стратегическое, и подавляющее количество профицитной зауральской пшеницы в будущем сезоне отправится на экспорт.
Кроме того, наша компания реализует инвестиционный проект по строительству мукомольного завода. Производительность объекта составит 300 тонн муки в сутки. Оборудование будет закуплено у лучшего поставщика – швейцарской фирмы Buhler.
Беседовала Полина Калайда