В последние годы на мировом рынке нишевых культур наблюдается увеличение посевных площадей, производства и урожайности. В частности, мировое производство семян льна за последние три сезона увеличилось на 5,4%, а посевные площади под данной культурой на – 1,8%. Также о развитии данного сегмента свидетельствуют высокий интерес участников рынка к данным культурам и активная торговля на рынке. Подробнее о работе на рынке нишевых масличных культур любезно согласился рассказать Николай Рудницкий, директор польской компании GLOBUSMAX.
Справка
Польская компания GLOBUSMAX была основана в 2011 году. Осуществляет трейдерскую деятельность, в основе которой сельскохозяйственные культуры и удобрения. Имеет партнеров в Украине, Казахстане, России, Беларуси и Европе. Также сотрудничает с западными партнерами, такими как Германия, Бельгия, Испания и Чехия.
— Компания GLOBUSMAX осуществляет внешнеэкономическую деятельность в сфере поставок сельскохозяйственных культур, в частности нишевых масличных. Николай, расскажите, пожалуйста, каким именно нишевым культурам отдаете предпочтение и почему?
— На данный момент отдаем предпочтение конечно же масличным культурам – семенам льна, горчицы, рыжика, рапса и т.д. Но трудно сказать, каким именно, – все зависит от производства той или иной культуры. Каждый год спрос на рынке меняется незначительно, все зависит от наших сельхозпроизводителей. Аграрии придерживаются принципа: какая культура в этом году дороже, ту в следующем году и посеем. В таких случаях как цены, так и маржа автоматически падают.
Возьмем, например, горчицу сорта Sinapis alba. Несколько лет назад цена на нее была более 700 евро/т, а в этом году не превышает и 350 евро/т. Масличные культуры интересны на европейском рынке, так как Европа не является значительным производителем данных культур, в частности льна, горчицы, рыжика и сафлора.
— С какими странами работаете и какие особенности рынков в них?
— В основном, мы сотрудничаем с Россией и Казахстаном, так как цены конкурентные и с людьми проще договариваться.
С Украиной, к сожалению, практически нет возможности сотрудничать. Украинский рынок монополизирован правительством, которое не дает возможности мелким сельхозхозяйствам развивать торговую деятельность на экспортном рынке, держит их под жестким контролем и создает препятствия.
Связанные с правительством и являющиеся самыми крупными украинские экспортеры вряд ли предоставят возможность мелкому товаропроизводителю свободно продавать произведенную продукцию – они попросту скупают ее за полцены с места и затем самостоятельно реализуют.
— Основным направлением поставок продукции для вас являются страны Европы. Планируете ли расширять географию поставок сельхозпродукции и в каком направлении? С какими трудностями в этом случае можете столкнуться?
— Да, мы отгружаем товар именно в европейские страны, так как они широко используют масличные культуры в химической промышленности, в фармацевтических целях и продовольствии. Некоторые страны ЕС используют нашу продукцию преимущественно в продовольствии.
По возможности стараемся расширять свою деятельность по разным направлениям. Самое главное препятствие – нестабильность рынка. Также одной из существенных трудностей является непорядочность некоторых экспортеров – подписывают контракты и не выполняют обязательства по нему, а продают товар тому, кто заплатит на 2-3 евро больше. Судиться в таких случаях при небольших объемах никто не хочет, так как этот процесс долгий и затратный. В частности, прецеденты были связаны с поставками в Россию. Относительно нашего случая при подаче иска в российский суд заранее известно, что суд мы проиграем. Даже если и выиграем, то российская фирма уже будет числиться банкротом или зарегистрирована вообще на неизвестных людей. Вследствие этого наша сторона потерпит убытки и заплатит штрафы за нереализованные контракты с третьей стороной.
— Насколько ощутима конкуренция на мировом рынке нишевых культур?
— Конкуренция на сегодняшний день на рынке достаточно ощутима. Рынок стал очень тесным. В основном данный сегмент постепенно монополизируется крупными зерновыми гигантами практически по всем сельхозкультурам.
— Какие основные требования к качеству импортируемых сельхозкультур предъявляют покупатели из стран ЕС?
— Многие сельхозпроизводители давно уже настроились на экспорт в Европу, и для них не составляет трудности производить данный продукт в соответствии с европейскими стандартами. Но за последний год ситуация и требования покупателей очень усложнились. Кроме того, что повысились требования к качеству (влажность, сорность, масличная примесь, цветовая однородность), необходимо еще проводить анализы на тяжелые металлы, афлатоксины (с разбивкой на сумму афлатоксинов), пестициды, гербициды и глифосат. В большой мере к этим изменениям причастна Канада, которая выпала с европейского рынка на 5 лет из-за поставок ГМ товаров. Прошло 5 лет, с тех пор как Канада перестроилась на производство зерна без ГМО и постепенно возвращается на европейский рынок, доказывая, что качество их зерна намного лучше, чем в России и Казахстане.
— Николай, расскажите, пожалуйста, о ценовых тенденциях на рынке нишевых культур, в частности на семена льна за последние 5 сезонов. Какая динамика наблюдается? Что можете рассказать об активности торгово-закупочной деятельности?
— В последние годы преобладает динамика снижения цен на масличные. Это последствия того, что посевные площади в мире под масличными культурами с каждым годом растут. В этом году Европа открыла свой рынок и для Канады. Кроме этого большое влияние на снижение цен оказал кризис в Китае, выступавшем крупным потребителем льняного масла из Европы.
Если говорить о ценовых тенденциях, то, как правило, цены на семена льна после уборки падают. Начиная с октября, и по декабрь цены повышаются, а с февраля по май вновь снижаются. Понижательные ценовые тенденции в феврале-мае на рынке наблюдаются ввиду того, что в этот период Канада поставляет большие объемы масличных в Европу.
— В некоторых странах введена вывозная пошлина. Например, в Украине существует 10% экспортная пошлина на семена льна, в то же время в других странах ее нет. Насколько выгодно осуществлять поставки культуры из этой страны? Как в этом случае просчитывается маржа?
— С Украиной, как я уже говорил, мы практически не работаем. Маржа при сегодняшней достаточно высокой конкуренции очень маленькая. В России вывозная пошлина на семена льна отсутствует.
— И в завершение беседы, по Вашему мнению, в ближайшее время чего стоит ожидать участникам рынка нишевых масличных?
— По этому вопросу достаточно проблематично дать какую-либо точную информацию. Возможно, посевные площади в Казахстане сократятся, а в России могут вырасти, если аграрии будут следовать заданным курсом. В случае если посевные площади сократятся – потеряют рынок. В Польше на данный момент сельхозпроизводители начинают наращивать производство льна, такая же тенденция наблюдается и в Германии.
Беседовала Анна Скотар