Международная ассоциация подсолнечного масла (ISOA) провела 11 ноября т.г. свое первое региональное мероприятие – Sunflower Oil Seminar, местом проведения которого стал Пекин (Китай), спонсорами выступили китайские компании COFCO, Yihay Kerry и Sinopharm. Участниками семинара стали более 200 человек (90% из которых – китайские импортеры и переработчики подсолнечного масла), программа включала выступления международных экспертов (АПК-Информ, Дельта Вилмар СНГ, ИКАР) и ряда ключевых аналитиков китайского рынка растительных масел, а также презентацию китайского комитета ассоциации.
Sunflower Oil Seminar был адресован преимущественно китайскому рынку и стал местом встречи ключевых представителей масложирового бизнеса, а также источником актуальной информации о мировом, причерноморском и китайском рынках подсолнечного масла. Несмотря на то, что в большинстве участниками семинара были китайцы, до Пекина доехали несколько европейских брокеров (которые предпочли семинар традиционному женевскому Global Grain), а также пара российских и украинских компаний.
Напомним, что ИА «АПК-Информ» имеет непосредственное отношение к ISOA – агентство стало одной из организаций-учредителей ассоциации, а представитель нашего агентства (автор этой статьи) является по совместительству генеральным секретарем ISOA. В 2015 году ISOA с ИА «АПК-Информ» провели совместное мероприятие в Шанхае (Китай), также мы планируем организовать ряд подобных мероприятий в трех странах в 2017 году.
Кроме традиционной сессионной части семинара, организаторы разбавили программу мероприятия чисто китайскими «фишками», такими как долгие традиционные ужины, а также мини-выставка, где участников развлекали высокими технологиями – типа виртуальной экскурсии на одесский завод Wilmar и в украинские поля с цветущим подсолнечником. Большое количество СМИ, работающих на семинаре, еще раз наглядно показывало, насколько актуальна сейчас тема подсолнечного масла в Поднебесной.
Также частью официальной программы стало представление рынку китайского комитета ISOA, куда кроме Wilmar, также вошли такие компании, как Sinopharm Fortune Way, Shanghai Pansun и Goldsun Grain&Oil. Главной задачей комитета станет координация усилий по продвижению подсолнечного масла на китайском рынке.
Одним из первых на открытии семинара выступил генеральный консул Украины в г. Шанхай Дмитрий Пономаренко. В своем выступлении консул рассказал о совместных проектах Украины и Китая и о дальнейших перспективах сотрудничества между нашими странами. Кроме того, он подчеркнул важность возможного подписания между Украиной и Китаем Договора о свободной торговле. Также Д.Пономаренко рассказал об уникальном аграрном потенциале Украины, озвучив ряд интересных фактов о нашей стране:
-
Площадь земельных угодий пяти крупнейших украинских агрохолдингов равна территории небольшой европейской страны, такой как Словения
-
Украина производит в 5 раз больше подсолнечного масла, чем Испания оливкового (напомним, что Испания является мировым лидером по производству оливкового масла)
-
Много ли подсолнечного масла производит Украина? Если вылить все украинское подсолнечное масло в олимпийские бассейны, потребуется 1852 таких бассейна!
Китайская компания COFCO представила на семинаре два доклада, посвященных мировому и китайскому рынкам подсолнечного масла. Главным тезисом выступающих стало то, что внутреннее потребление подсолнечного масла в Китае растет высокими темпами, превышающими средний рост потребления растительных масел. Так, если в 2006/07 МГ Китай импортировал 90 тыс. тонн подсолнечного масла, то в 2015/16 МГ этот показатель составил 880 тыс. тонн. По прогнозу COFCO, в 2016/17 МГ Китай импортирует не менее 920 тыс. тонн подсолнечного масла. Ключевыми достоинствами подсолнечного масла для китайских потребителей является то, что это не генетически модифицированная продукция, это масло имеет имидж «продукта для здорового образа жизни», также китайцы уже высоко оценили его прекрасные вкусовые характеристики.
Доклад ИА «АПК-Информ» был посвящен подведению итогов прошлого и перспективам будущего сезона рынка подсолнечного масла Украины, а также анализу экспорта украинского масла за последние 10 лет. Так, за десятилетний период Украина в 9 раз увеличила поставки на индийский и китайский рынки, тогда как поставки на рынок ЕС выросли всего на 7%. Если говорить об экспорте украинского подсолнечного масла, то, по прогнозу АПК-Информ, в 2016/17 МГ этот показатель увеличится до 5,2 млн. тонн (+16% по сравнению с 2015/16 МГ). Основными покупателями масла украинского производства останутся Китай и Индия (хотя конкуренция с аргентинским маслом на индийском рынке и с российским на китайском в этом сезоне обострится!), страны ЕС, Турция, Египет, а также возможен рост поставок в Иран и Ирак.
Дмитрий Рылько, директор ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка), в рамках программы семинара представил доклад, посвященный российскому рынку. В своем выступлении эксперт отметил, что российский рынок масличных и растительных масел становится все более экспортно-ориентированным. Так, по прогнозу ИКАР, в 2016/17 МГ Россия экспортирует около 1,9 млн. тонн подсолнечного масла (что существенно выше оценок других компаний, ожидающих экспорт на уровне 1,5-1,6 млн. тонн). Относительно географии поставок Д.Рылько подчеркнул, что в прошедшем сезоне существенно увеличился экспорт подсолнечного масла из России в Китай (+475%!), Азербайджан (+30%) и Иран (+41%), тогда как экспорт в Турцию и Казахстан снизился (-11% и -4% соответственно). По данным эксперта, в ТОП-5 основных экспортеров подсолнечного масла в прошлом сезоне вошли такие компании, как: Астон (22%), Юг Руси и ЭФКО (по 11%), СолПро (9%) и НМЖК (7%). При этом НМЖК является лидером по поставкам российского подсолнечного масла на китайский рынок.
Заключительную часть программы семинара составили доклады в основном на технологические темы, направленные на повышение осведомленности китайских импортеров и особенно переработчиков о свойствах подсолнечного масла и особенностях его обработки. Среди докладчиков в этом блоке были как представители частного бизнеса – компании Wilmar, так и научных учреждений, в частности Китайского института питания.
Несмотря на смог и холод Пекина, поездка оставила приятные впечатления – интерес к украинскому маслу в Китае остается высоким, и во многом благодаря активному продвижению продукта, которым занимаются Wilmar и COFCO, а теперь и китайский комитет Международной ассоциации подсолнечного масла. Будем надеяться на дальнейший рост потребления нашего масла и от имени ISOA ждем китайскую делегацию на украинских подсолнечных полях в 2017 году… Продвижения много не бывает!
Светлана Синьковская
АПК-Информ/ISOA