Последние 50 лет активно развивается рынок пальмового масла. Данная ситуация напрямую связана с существенным ростом потребностей в потреблении масел и жиров в мире. Крупнейшими поставщиками пальмового масла являются Индонезия и Малайзия. В 2015 году мировое производство пальмового масла превысило соевое на 29,71%, а подсолнечное – в 4,1 раза. Подробнее осветил рынок пальмового масла в интервью АПК-Информ Алексей Удовенко , региональный представитель Малазийского совета производителей пальмового масла (MPOC).
Справка
МРОС был основан в 1990 году. Миссией Совета является продвижение малазийского пальмового масла на рынках во всем мире, информирование участников рынка о свойствах пальмового масла и увеличение рынка потребления. Головной офис располагается в Малайзии. Представительства МРОС имеются в разных странах мира – США, Бельгии, Южной Африке, Пакистане, Индии, Бангладеш, Китае, Турции, Египте и России.
— Алексей, по оценкам вашей организации, какую долю занимает пальмовое масло в мировом производстве и экспорте масел?
— Масла и жиры являются основой рациона человека и составной частью большинства продуктов на полках супермаркетов. Их производство неуклонно растет. Ежегодно в мире производят около 200 млн. тонн масел, из которых 60 млн. приходится на пальмовое. Доля пальмового масла в мировом экспорте всех масел и жиров составляет 44,7%. Малайзия и Индонезия являются крупнейшими производителями и экспортерами пальмового масла – вместе они производят 85% этого продукта. Доля этих стран в мировой торговле маслами составляет 57,2%.
— Какие преимущества пальмового масла в сравнении с соевым и подсолнечным можно выделить?
— Пальмовое масло нашло широкое применение благодаря ряду экономических преимуществ. Рыночная цена на пальмовое масло ниже цен на подсолнечник и сою, и урожайность пальмы довольно стабильная. В 2015 году в мире было произведено 8,12 млн. тонн сливочного масла, 48,23 млн. тонн соевого масла, 15,18 млн. тонн подсолнечного масла и 62,56 млн. тонн пальмового масла. Пальмовое масло на сегодняшний день является лидером по урожайности, объемам производства и, как следствие, объемам экспорта.
С одного гектара сои можно получить 0,4 тонны масла. Для производства 48 млн. тонн сои необходима территория в 1,2 млн. кв. км, что вдвое больше Франции. Чтобы произвести 60 млн. тонн пальмового масла требуется территория 152 тыс. кв. км, что по площади составило бы 3 Московских области. Цифры говорят сами за себя.
Секрет такой высокой производительности прост – в отличие от других масличных культур масличная пальма плодоносит круглый год. Раз в два месяца рабочие приходят на плантацию и срезают плоды. На данный момент масличная пальма – самая эффективная масличная культура, именно поэтому спрос и производство этого масла продолжают расти.
— В последнее время поднимается вопрос и предлагаются законопроекты о введении запрета на использование пальмового масла в России. Как можете прокомментировать такую ситуацию?
— За шесть лет моей работы в Совете и за пятнадцать лет в масложировой промышленности, у меня сложилось впечатление, что борьба с пальмовым маслом не прекратится никогда. По крайней мере, в обозримом будущем. Есть определенные силы, которые воспринимают этот продукт с точки зрения конкуренции. В этом случае речь идет о неконкурентной борьбе. Есть силы, которые воспринимают масло как платформу для самопиара. По этой части можно быть спокойным – никакого реального желания добиться запрета в этом случае нет. В целом, следует сказать, что борьба с пальмовым маслом в условиях современного развития пищевой промышленности может быть сравнима с борьбой с картофелем в те времена, когда его только завезли и стали широко культивировать в России. Оба случая – яркая иллюстрация антагонизма всему новому. История расставляет все по местам. В наших общих интересах идти если не впереди прогресса, то, как минимум, не отставать.
— Насколько изменится стоимость продуктов, в рецептуре которых используется пальмовое масло, в случае ввода в России акциза на пальмовое масло?
— Сложный вопрос. Поймите, в разных продуктах разный состав. Где-то больше жиров, где-то меньше. Где-то жировая фаза представлена гидрогенизированным подсолнечным и рапсовым маслами, где-то – фракциями пальмового. Степень присутствия в жировой фазе пальмового масла также может меняться. Более того, один и тот же спецжир можно изготовить по разным рецептурам. Это все вопросы технологии, себестоимости и качества. Здесь нужно говорить скорее не о цене, а о качестве. Сделать маргарин из гидрогенизированного подсолнечного масла можно, и это порой даже дешевле, но при этом нужно понимать, что падает качество за счет накопления в продукте трансжиров. Потребление трансжиров отражается на здоровье. А мне кажется, что даже в условиях экономического спада здоровье должно оставаться в приоритете. Поэтому всякие инсинуации относительно пальмового масла со стороны политиков должны быть прекращены. Пусть этим занимаются специалисты.
— Практически 80% растительных и животных жиров, которые ввезлись в Россию в первом полугодии 2016 года, пришлось на пальмовое масло. Чем объясняется резкое наращивание объемов импорта данного товара?
— Во-первых, нужно сказать, что Россия является одним из крупнейших в мире производителей подсолнечного масла. Импорт растительных масел в страну должен рассматриваться с этой точки зрения. Для пищевой промышленности необходим жир с заданными свойствами. Таким жиром может быть либо гидрогенизированное подсолнечное масло, либо натуральное пальмовое. Выбор – вопрос цены. В первом полугодии было выгоднее использовать пальмовое масло. Во втором ситуация изменилась. Я все же придерживаюсь той точки зрения, которую озвучил в начале года: общий объем импорта пальмового масла в Россию в этом году будет ниже предыдущего. Осталось немного подождать.
— Какие основные тенденции наблюдались на мировом и российском рынках пальмового масла в последние несколько лет?
— Очень хороший вопрос. Дело в том, что говорить нужно отдельно о мировом рынке и отдельно о российском. На мировом рынке сейчас активно развивается тенденция устойчивого производства. В России об этом мало еще кто слышал. Но, я уверен, в скором времени мы все столкнемся с тем, о чем давно говорят. Мы сталкиваемся с ограниченными ресурсами для производства пищи. В условиях растущего населения планеты важным становится не просто производить много, а производить много, безопасно и максимально эффективно. И акцент должен ставиться на каждом слове. Именно поэтому сейчас в Евросоюзе все четче формулируются требования к производству устойчивого масла. Устойчивого (Sustainable) означает минимальный вред для окружающей среды и социальной сферы. Мы не можем бесконечно эксплуатировать Землю, загрязнять атмосферу, почву, реки. Устойчивое производство – наше будущее сегодня.
— Поделитесь, пожалуйста, виденьем ситуации на рынке пальмового масла в кратко- и долгосрочной перспективе. Чего следует ожидать участникам рынка?
— Мы уже понимаем, что с точки зрения устойчивого производства жиров пальмовое масло вне конкуренции. Именно пальмовое масло позволяет произвести с одного гектара земли в четыре раза больше жиров, чем любая другая масличная культура. Поэтому производство пальмового масла будет только расти. Подключаются новые регионы. Это и страны Африки, где себестоимость производства тонны пальмового масла пока еще достаточно высока, но, уверен, вскоре ситуация изменится. Это страны Латинской Америки. Конкуренция среди игроков растет. Себестоимость производства неуклонно снижается. Структура производства основных масел и жиров меняется. Все идет к тому, что в краткосрочной перспективе будет востребовано то самое устойчивое пальмовое масло, о котором я уже говорил, а в долгосрочной мы увидим, что в конкуренцию между Малайзией и Индонезией станут активно включаться новые игроки.
Беседовала Анна Скотар