67% российских потребителей стараются следить за своим рационом, чтобы предотвратить такие болезни, как ожирение, сахарный диабет, атеросклероз, гипертония и другие, следует из глобального исследования потребительских привычек в отношении состава продуктов питания, проведенного Nielsen в марте 2016 года. В мире доля внимательных к рациону составляет 70%, при этом самое высокое значение зафиксировано в Китае — 83%.
Вместе с тем россияне не так охотно придерживаются определенной диеты, как глобальные потребители. В мире 64% соблюдают ту или иную диету, ограничивающую или запрещающую потребление некоторых продуктов или ингредиентов, в России же — 39%. Самыми популярными среди глобальных потребителей стали низкожировая диета (31%), ограничивающая потребление сахара (26%), с низким содержанием натрия или углеводов (по 19%), а также вегетариантская (14%). Среди российских потребителей 24% соблюдают диету, ограничивающую потребление сахара, 15% — низкожировую.
При выборе продуктов питания и напитков 74% россиян обращают особое внимание на состав. При этом 63% считают, что чем список ингредиентов короче, тем полезнее продукт. Уверенность в том, что польза обратно пропорциональна количеству искусственных добавок, среди россиян выше, чем среди глобальных респондентов: в России 78% согласны с данным утверждением, в мире таковых — 69%, в Европе — 67%.
«Желание питаться правильно и с пользой для здоровья среди россиян велико, поэтому они внимательно читают состав продукта или напитка, прежде чем приобрести его, и зачастую наличие нежелательного ингредиента может негативно повлиять на решение о покупке. Однако переходить на правильное питание в одиночку не так просто — потребителям нужна поддержка производителей в виде предложения продукции, отвечающей различным диетическим требованиям. Сегодня в России представлено значительно меньше брендов продуктов питания и напитков, сегментированных под разные типы диет, чем, к примеру, в Европе. Игрокам FMCG-рынка следовало бы обратить больше внимания на предложение товаров, поддерживающих стремление россиян к правильному питанию», — комментирует Марина Ерскова, руководитель практики «Эффективность маркетинговых коммуникаций» Nielsen в России.
Вредоносные элементы
Среди ингредиентов, которые российские потребители стараются избегать при выборе продуктов питания и напитков, самыми распространенными стали искусственные ароматизаторы и консерванты, антибиотики и гормоны в продуктах животного происхождения, искусственные красители, ГМО и глутамат натрия. Такое отношение к данным ингредиентам более 90% россиян обосновали уверенностью в том, что эти элементы вредны для их здоровья и здоровья их семьи.
Как в мире (75%), так и в России (76%) высока обеспокоенность долгосрочным воздействием искусственных ингредиентов на состояние здоровья. Употребление в пищу продуктов, не содержащих нежелательные ингредиенты, становится все более важным для российских потребителей, однако 56% говорят, что предложения магазинов только частично удовлетворяют их нужды в данном отношении. Наиболее популярными товарами, которые россияне хотели бы чаще видеть на полках, стали полностью натуральные продукты (80%), без искусственных ароматизаторов (73%) и красителей (72%), а также без ГМО (68%). Стоит отметить, что половина российских потребителей (50%) сказали, что предпочитают совершать покупки у тех ритейлеров, которые предоставляют широкий выбор продуктов, отвечающих различным диетическим требованиям. К тому же 71% россиян готовы платить больше за продукты и напитки, в составе которых отсутствуют нежелательные элементы.
"На сегодняшний день мы наблюдаем переоценку российскими потребителями своего рациона в пользу здорового питания, и даже в условиях жесткой экономии они внимательно подходят к выбору продуктов питания и напитков. Готовость россиян платить больше за продукты, в составе которых нет нежелательных ингредиентов, может быть обусловлена тем, что потребители, совершая продуктовые покупки, скорее поставят в приоритет такие товары, нежели те, что содержат вредные, по их мнению, элементы. Выделив для себя "здоровые" продукты, они стараются придерживаться этого рациона, продолжая экономить. Россияне выбирают экономию, но с пользой", — говорит М. Ерскова.
72% российских респондентов говорят, что лучше относятся к производителям, открыто заявляющим, где и как был произведен или выращен продукт, и 81% хотят знать обо всем, что входит в его состав. Вместе с тем продукты, изготовленные дома, по мнению 87%, полезнее, чем произведенные в промышленных условиях, а 86% считают, что домашние заготовки безопаснее.