Обыватель измеряет свои покупательские возможности потребительской корзиной, количеством килограммов и штук приобретаемого товара, экономист и аналитик приводят цифры и расчеты. Суть от этого не меняется – инфляция растет, потребительский спрос снижается. Макропроцессы в стране неизбежно отражаются на частной жизни человека.
По данным агентства INFOLine*, макроэкономическая ситуация во втором полугодии 2014 года характеризовалась нарастанием кризисных явлений в промышленности, в инвестиционной деятельности и на рынке труда. По итогам 2014 года, номинальный ВВП России сократился на 0,6% против роста на 1,3% в 2013 году (рис. 1).
Пульсация покупательского спроса проявилась в четвертом квартале 2014 года, когда население, пытаясь спасти рублевые активы от обесценивания, активно тратило сбережения на приобретение товаров длительного пользования – покупку недвижимости, автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных устройств и тому подобного.
В 2014 году оборот розничной торговли, по оценкам экспертов INFOLine, превысил 26 трлн рублей. Российский рынок вышел на лидирующие позиции по объему потребительского рынка в Европе, причем на топ-100 крупнейших ретейлеров пришлось около 29% оборота. Первый квартал 2015 года был отмечен снижением оборота розничной торговли в физическом выражении на 6,7%, а в рублевом выражении отмечался рост на 8,5%. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, население стало меньше покупать, с другой – больше тратить.
ОТВЕТ РОССИЙСКОГО РЕТЕЙЛА НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
Снижение оборота розничной торговли продовольственными товарами в физическом выражении началось с мая 2014 года. В первом квартале 2015 года 73 субъекта РФ продемонстрировали снижение оборота к первому кварталу 2014-го, что соответствует показателям июня–октября 2009 года. Ситуация в сегментах розничной торговли FMCG в 2015 году характеризуется следующими тенденциями: цены на продукты питания в первом квартале выросли более чем на 21%, а оборот розничной торговли в рублевом выражении – на 13,2%, что является самым высоким показателем со второго квартала 2011 года. При этом происходит консолидация выручки.
Семь из десяти крупнейших торговых сетей России работают в сегменте FMCG (табл. 1).
Федеральная розничная сеть «Лента» провела IPO и стала лидером по темпам роста в топ-10, показав динамику роста на 34,5%.
В 2014 году крупнейшие сети FMCG росли быстрее, чем non-food, – рост в этих типах сетей составил, соответственно, 23,3 и 14,9%.
По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, все компании входят в кризис одинаково, но все выходят из него по-разному. Говорить об окончании кризиса преждевременно, тем не менее на рынке России ряд ретейлеров демонстрируют устойчивый рост и эффективность. По данным INFOLine, среди топ-10 сетей FMCG темпы роста выручки выше 30% показали крупнейшая в России сеть «Магнит», сеть гипермаркетов «Лента» и один из крупнейших региональных ретейлеров – ТД «Интерторг». Кроме того, в 2014 году в рейтинг INFOLine Retail Russia Top-100 вошли 3 новые торговые сети FMCG.
Общая макроэкономическая ситуация требует от ретейлеров антикризисных решений. Демонстрировать высокие темпы роста компаниям позволяют в том числе сделки по слияниям и поглощениям. В первом полугодии 2014 года сеть премиальных супермаркетов FMCG «Азбука вкуса» завершила сделку по приобретению сети супермаркетов Spar в Московской области. В октябре 2014 года была закрыта самая крупная за год сделка в российском ретейле FMCG: X5 Retail Group приобрела 100% доли ООО «Агроторг-Самара», управлявшего 116 магазинами «Покупочка»** в Самарской области торговой площадью 36 тысяч кв. метров. В сегменте гипермаркетов FMCG в декабре 2014 года закрыта сделка по приобретению сетью гипермаркетов «Лента» 3 гипермаркетов «Бимарт» (ЗАО «Бимарт») в гг. Иваново и Владимире.
Сеть «Верный», бенефициаром которой является основатель сети «Пятерочка» Андрей Рогачев, в 2014 году стала лидером по темпам роста торговой площади в формате «мягкий дискаунтер», открыв 195 торговых объектов и увеличив суммарную торговую площадь на 62,7 тысячи кв. метров, или на 130%.
Сеть супермаркетов и гипермаркетов «Бахетле», являющаяся лидером среди сетей FMCG России по доле продукции собственного производства в выручке (более 40%), в 2014 году открыла 4 супермаркета и увеличила выручку более чем на 20%.
В МАГАЗИН ЗА НАЛИВНЫМ ЯБЛОЧКОМ
Фактическая ситуация на сегодняшний день такова, что россияне начали экономить и перераспределять покупательскую активность, отсюда вырисовывается тенденция изменения потребительского поведения. Эксперты INFOLine оценивают масштаб проблемы следующим образом: индекс потребительского доверия в России в мае 2015 года опустился до исторически минимального значения в 72 пункта, что ниже значения первого квартала 2009 года на 3 пункта. Впервые за всю историю наблюдений данного показателя в России об отсутствии свободных денег заявили 18% потребителей. При этом в кризисном 2009 году этот показатель варьировался в диапазоне 4-7% и только к третьему кварталу 2014-го вырос до 14%.
Уменьшение реальной заработной платы и реальных доходов населения, массовые сокращения в промышленности и банковской сфере, а также долговое бремя кредитов, с которым около 5 млн россиян на сегодняшний день не способны совладать, (в денежном выражении это число составляет 1,3 трлн рублей) способствуют обострению ситуации.
Даже в условиях сокращения денежных средств потребители не переходят в режим жесткой экономии, характерный для наиболее сложных периодов экономического кризиса. Анализ основных статей экономии российских потребителей в начале 2009-го и 2015 годов подтверждает данный вывод: пока жители РФ проявляют большую готовность экономить только на табачных изделиях (это связано в том числе со значительным увеличением цен на них из-за роста акциза), а также приобретать более дешевые продукты.
В своем отчете*** исследовательская компания Nielsen приводит следующие данные: 44% российских потребителей в первом квартале 2009 года и 48% в первом квартале 2015-го покупали более дешевые бренды продуктов питания, то есть экономия происходит за счет перераспределения потребительской корзины.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕТЕЙЛЕРОВ
Министерство экономического развития РФ прогнозирует снижение ВВП России в 2015 году не менее чем на 2,8%. Эскалация проблем неплатежей, сокращение потребительского и инвестиционного спроса, рост безработицы обеспечивают общий неблагоприятный фон. Компании корректируют свои бизнес-стратегии с учетом новых макроэкономических условий, но на сегодняшний день не приходится говорить о тотальном сокращении и сдерживании темпов развития.
По данным агентства INFOLine, 130 крупнейших торговых сетей России завершили 2014 год с приростом показателя «торговые площади» на 15%. Для сравнения: этот же показатель в 2013 году составил 14,9%, в 2012-м – 17,8%, в 2011-м – 18,5%, а в 2010-м – 13,7%. Согласно исследованию «INFOLine FMCG Retail Russia Top-100», наибольший вклад в прирост торговых площадей внесли «Магнит», «Лента» и X5 Retail Group.
По итогам первого квартала 2015 года, прирост торговых площадей 130 крупнейших сетей FMCG России достиг рекордных показателей, составив 424 тысячи кв. метров и увеличившись практически в 2 раза относительно первого квартала 2014-го (рис. 2).
При этом более 70% прироста в первом квартале пришлось на топ-7 крупнейших ретейлеров FMCG России.
Тройку лидеров по развитию в данной категории составили компании «Магнит», X5 Retail Group и ГК «Дикси» (рис. 3).
В первом квартале 2015 года X5 Retail Group открыла 156 торговых объектов, а ГК «Дикси» – 143 дискаунтера. Планы компаний довольно амбициозны, в частности «Магнит» в 2015 году планирует открыть 1200 магазинов у дома, а также 90 гипермаркетов и магазинов формата «Магнит семейный».
* Исследование «INFOLine Retail Russia Top-100 / итоги 2014 года. Тенденции 2015 года».
** Ранее по франчайзингу ретейлер развивал сеть «Пятерочка».
*** Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Report.
Мария Желизнык,
информационно-аналитическое агентство
INFOLine
Опубликовано в журнале
RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET