Сезон-2015/16 для большинства российских предприятий масложировой отрасли является крайне сложным. Кризис в стране и волатильность рынка привели к снижению активности на экспортном рынке, переизбытку продукции внутри страны, высоким ценам на сырье. По итогам сентября-апреля экспорт подсолнечного масла составил 958 тыс. тонн, что на 3,34% выше аналогичного периода в 2014/15 МГ. Однако поставки подсолнечного шрота на внешние рынки в сравнении с прошлым сезоном (сентябрь-апрель) снизились более чем на 20% и составили 951 тыс. тонн. Александр Владимирович Бабкин, генеральный директор ЗАО «ДонМаслоПродукт», любезно согласился рассказать об особенностях текущего сезона и трудностях, с которыми пришлось столкнуться участникам масложирового сектора, в частности экспортно-ориентированным компаниям.
— Насколько нам известно, компания «ДонМаслоПродукт» не первый год позиционирует себя как экспортер продуктов переработки масличных, в частности бутилированного подсолнечного масла и шрота. Каким странам в последние годы отдаете предпочтение и почему?
— В последние годы ЗАО «ДонМаслоПродукт» делает упор в продажах фасованного масла именно на экспорт. На сегодняшний день наша компания является одним из лидеров экспортного рынка России по продаже фасованного масла. Объемы продаж продукции, произведенной нашей компанией, составляют около 13-15% от общего российского экспортного рынка фасованного подсолнечного масла. На сегодняшний день сотрудничаем со многими странами ближнего и дальнего зарубежья (Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Афганистан, Израиль, Латвия, Монголия, Сербия и т.д.). В ближайшей перспективе планируем расширить продажи и увеличить долю присутствия на рынках Китая и Юго-Восточной Азии.
— Расскажите, пожалуйста, об особенностях 2015/16 МГ для экспортного и внутреннего рынков подсолнечного масла и шрота. Как Вы можете охарактеризовать 9 месяцев текущего сезона относительно торгово-закупочной активности?
— Сезон-2015/16 протекает не совсем так, как ожидалось, на фоне продолжающейся непредсказуемой волатильности на валютном рынке, что, в свою очередь, оказывает влияние на цены на сырье. Кроме того, из-за ухудшения отношений с Турцией в конце 2015 года начал снижаться товарооборот между нашими странами, что привело к перепроизводству российского подсолнечного шрота. В Iквартале 2016 года предложения продукта внутри России превалировали над спросом, что не замедлило сказаться на его ценообразовании. Цены на сырье, наоборот, отличались своей устойчивостью к колебаниям рынка, из-за чего маржинальность переработки в этом сезоне оказалась минимальной или даже отрицательной для многих переработчиков, и, как известно, не все предприятия смогли доработать до летних месяцев.
— Сталкивались ли Вы с трудностями при сбыте продуктов переработки масличных на внутреннем и на внешнем рынках? Если да, то с какими именно?
— Как было сказано выше, в этом сезоне остро стояла проблема со сбытом шрота по нескольким факторам: себестоимость переработки и цены спроса. Сейчас ситуация выправляется и мы надеемся, что цены достигнут запланированных нами уровней.
— Вы упомянули, что поставляете продукцию во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. Подскажите, каким требованиям должна отвечать экспортируемая продукция?
— Наша компания не делает различий между продукцией, которая поставляется на экспорт и на внутрироссийский рынок. Весь производственный процесс находится под постоянным контролем собственной аттестованной лаборатории. Высокое качество масла – это результат постоянного контроля процессов отбора и переработки сырья, рафинации, дезодорации и фасовки готовой продукции. Продукция производится в соответствии с Техническим регламентом на масложировую продукцию, требованиями ЕАС (Евразийского Союза. – Ред. ) и других нормативных документов.
В 2016 году ЗАО «ДонМаслоПродукт» было оценено и сертифицировано, как отвечающее требованиям ISO 22000:2015.
— Как Вы можете прокомментировать ценовые тенденции, которые сформировались в текущем сезоне на внутреннем и экспортном рынках продуктов переработки? Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация на рынке в июне-августе 2016 года?
— Общие тенденции как на внутреннем, так и на внешнем рынках общеизвестны. В связи с экономическим кризисом в стране снижается покупательная способность в целом. Покупатели все меньше проявляют лояльность к брендам, основным критерием при покупке масла выступает не качество, а низкая цена.
В летние месяцы ситуация кардинально не изменится, мы прогнозируем незначительное увеличение объемов продаж, что объясняется исключительно сезонным фактором.
— Могли бы Вы озвучить прогнозы развития ситуации на рынке продуктов переработки в 2016/17 МГ?
— Говорят, что прогнозы – это неблагодарное дело. Мы считаем, что в случае сохранения высокой волатильности на валютном рынке ситуация на рынке продуктов переработки в следующем МГ останется такой же непредсказуемой и похожей на этот сезон.
— Чего, по Вашему мнению, еще не хватает российским экспортерам для существенного расширения географии поставок продукции и позиционирования России как лидера среди поставщиков масложировой продукции в мире?
— Российским экспортерам не хватает оптимизации в логистических решениях. Снижение допустимой массы при перевозке автотранспортом привело к удорожанию перевозки как самого сырья, так и продуктов переработки. Из-за несоразмерных тарифов на ж/д перевозку контейнера с нашей продукцией вынуждены огибать почти полмира, что увеличивает сроки доставки. Например, продукция, предназначенная для Китая, отправляется не по российским железным дорогам, а через порт Новороссийск. Мы убеждены, что для существенного расширения географии поставок продукции и позиционирования России как лидера среди поставщиков масложировой продукции в мире необходимы комплексные государственные меры по стимулированию и поддержке экспортеров.
Справка
ЗАО «ДонМаслоПродукт» входит в тройку крупнейших производителей растительного масла в Ростовской области. Производит серию нерафинированных и рафинированных дезодорированных растительных масел под торговыми марками «Донской янтарь», «Златожар» и «Золотая Масленица».Предприятие ежемесячно производит до 7 млн. условных литров рафинированного дезодорированного фасованного подсолнечного масла, 6 тыс. тонн гранулированного шрота и 1,2 тыс. тонн гранулированной лузги.
Беседовала Анна Скотар