Россия, имея выгодное географическое расположение, продолжает прилагать усилия для расширения рынков сбыта сельхозпродукции. Каспийский регион имеет преимущество для российского экспорта сельхозпродукции: отгрузки можно осуществлять как морским путем, так и по железной дороге. Вместе с тем, работа экспортеров в Каспийском бассейне также сопряжена со сложностями, такими как конкуренция, логистическая составляющая и т.д. Рассказать о принципах работы и перспективах экспорта российской сельхозпродукции в Каспийском регионе согласился коммерческий директор ООО «Агрокомплекс-ЭКСПО» Александр Фисенко.
Справка
ООО «Агрокомплекс-ЭКСПО» создано в 2012 году для торговли зерновыми культурами на внутреннем рынке РФ, в 2013 году компания вышла на экспорт и большую его часть осуществляет в каспийском направлении. Торговый оборот компании в 2015 году составил более 100 тыс. тонн.
— Александр, оцените тенденции российского рынка зерновых культур в текущем сезоне по сравнению с 2014/15 МГ. Какие особенности работы можете выделить?
— В плане производства я считаю, что оба сезона мы собрали достойные урожаи на одном уровне 105-104 млн. тонн, но, в то же время, увеличили экспортный потенциал в этом году на 2,5-3 млн. тонн. Несмотря на рост внутреннего потребления, экспортеры приложили немало усилий для увеличения рынка сбыта и присутствия российского зерна на мировой арене. Из особенностей работы можно выделить несколько направлений: для экспорта – своевременное привлечение инвестиций, оперативное финансирование торговых операций, сокращение логистических издержек; для внутреннего рынка – модернизация производств, оптимизация затрат, увеличение производительности и сбыта на внутреннем и внешнем рынках.
— Какие факторы, по Вашему мнению, являлись ключевыми при формировании ценовой политики как на экспортном, так и внутреннем рынке зерновых?
— На мой взгляд, этими факторами являются стандартные законы экономики, формирующие взаимодействие и взаимосвязь рыночного механизма, закон спроса и предложения. Для экспортного рынка ценовую политику определяют наши основные покупатели – Египет, Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие страны Ближнего Востока и Африки, а также живая конкуренция ближайших стран-экспортсров. На внутреннем рынке, в частности России, ценовая политика формируется следующим образом: регионы, приближснные к портам, южные и Поволжье – они экспортно-ориентированы. В остальной части РФ – центр, Урал, Сибирь, Дальний Восток – в основном рынок формируют перерабатывающая промышленность, мукомолы, комбикормовое производство, свинокомплексы, птицефабрики и т.д. Также на формирование внутренней цены влияет и стимулирование сельхозпроизводителей в виде государственных закупочных интервенций.
— Александр, какие культуры являются наиболее востребованными при экспорте в Каспийском регионе? Увеличивается ли спрос на нишевые культуры, такие как горох, нут и т.д.?
— Массовую долю рынка можно отнести к трсм культурам – это мукомольная пшеница, фуражный ячмень и кормовая кукуруза. Но также мы наблюдаем, как увеличивается спрос наших партнсров на зернобобовые культуры (горох, нут), продукты переработки зерновых (пшеничные отруби) и масличные, в частности рапс, подсолнечник, лсн и продукты их переработки (шрот, масло). Считаю, что данный сектор нишевых культур ещс слабо развит в каспийском направлении и мы ещс увидим рост экспортного потенциала в ближайшие годы.
— Изменилась ли за последние 3 сезона география поставок зерновых из РФ? Чем это обусловлено?
— Основная география поставок зерновых существенно не изменилась, разве что в каких-то случаях мы уступали рынки конкурентам. Ярким примером в этом году послужила Южная Америка: в частности, аргентинская пшеница после отмены пошлин побеждала на тендерах в Египте (GASC), тем самым оставив за бортом основных игроков из Европы, России, Украины и других стран.
— Какие направления, по Вашему мнению, будут приоритетными при экспорте зерновых культур в новом сезоне? Почему?
— В основном это страны Ближнего Востока и Африки, Египет, Турция, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ливия, Израиль, Алжир, ЮАР, Тунис, Иран, Азербайджан, Индия и Китай. Часть этих стран не имеет возможности для возделывания урожая, покрывающего внутреннее потребление страны, а в части ещс отмечается рост внутреннего потребления, и необходимы дополнительные объсмы продукции. В ряде стран внутренняя переработка продукции экономически выгоднее для дальнейшего транзита конечного продукта, поэтому много факторов, влияющих на этот рынок.
— Осуществляя поставки российского зерна через Каспийское море, какие особенности могли бы выделить (логистика, юридические аспекты, требования к качественным показателям сельхозпродукции и т.д.)? Расскажите о них подробнее.
— Здесь нужно отметить два аспекта – на каком базисе вы выходите на рынок. Продажа FOB или CFR? Первый базис наиболее безопасен для российского экспортсра относительно снижения рисков финансового плана (оплата товара, сохранность груза, соответствие качественных и количественных показателей, простои судов при выгрузке и т.д.). Во втором случае все эти риски ложатся на плечи экспортсра, и любая внештатная ситуация может вылиться в значительные минусы для компании. Основным и наиболее значимым фактором является вопрос взаиморасчетов, так как этот процесс был наиболее подвержен санкционным механизмам, и зачастую проще было продать посреднику из третьих стран, чем напрямую покупателю. Далее следуют логистические процессы, выгрузка, простои судов, фитосанитарные нормы, стандарты определения качества и т.д. В целом, механизм работает, но всегда нужно быть в процессе событий и изначально все риски прописывать в контрактах.
— Насколько изменилась ставка фрахта за последние 3 сезона? С чем это связано? Отразилось ли это на формировании цен на экспортную партию зерна?
— Динамика ставок фрахта колеблется в течение всего года и также во многом зависит от сезонности и спроса на перевозки. Если рассматривать Каспийский бассейн, то можно сказать, что дополнительно на формирование цены влияет фактор навигационного периода в Волго-Донском канале. Основными периодами роста ставок фрахта можно назвать июль-ноябрь, когда открыта навигация и часть флота уходит в реку, тем самым увеличивая сроки логистики и дефицит флота в Каспии. И наоборот, когда навигация в ноябре закрывается, часть флота возвращается в Каспий, создавая дополнительную конкуренцию, что, соответственно, влияет на стоимость фрахта. Немалую роль в формировании ставки фрахта играет и приписка судна к портам, под каким флагом оно ходит. Многие терминалы и порты Астрахани и Волго-Донского канала не имеют зон таможенного контроля, соответственно, могут обрабатывать суда только с российским флагом, что также влечст удорожание фрахта при поиске судна. Если брать во внимание ставки за последние 3 года, на мой взгляд, в этом сезоне они снизились. Причиной снижения ставок в основном послужило падение цен на сырьевых рынках, в частности на зерновом мы увидели динамику падения цен на товар около 25-30% в долларовом соотношении. И, конечно же, происходит некая зависимость от ставки фрахта, цен на зерновые и стивидорные услуги при формировании партии к экспортной поставке.
— Азербайджан, Иран являются одними из ведущих импортеров зерновых из РФ в Каспийском регионе. Можете выделить какие-то особенности экспорта зерновых в данные страны?
— Специфика этих двух рынков во многом зависит от логистической и политической составляющей. Иран – это поставки только водным транспортом, и здесь немалую роль играет несколько основных факторов: 1. Урожайность в Казахстане (основной конкурирующий рынок, водным и ж/д путсм). 2. Снятие санкций, что открывает Ирану дополнительные рынки. Азербайджан в основном закупает товар ж/д поставками и менее подвержен конкуренции. В основном поставки осуществляются из южных регионов, логистика выгодная для российского зерна, но потребность рынка намного меньше иранского.
— Говоря об Иране, последние 4 сезона он входил в ТОП-5 импортеров российского зерна, однако в текущем сезоне правительство страны заявило о сокращении импорта зерна. Насколько это отразилось на темпах и объемах экспорта зерновых из РФ?
— Да, мы знаем, что иранское правительство собирается увеличить собственное производство зерновых, и это говорится уже на протяжении как минимум 3 лет, но пока доля рынка остастся, и она, как я говорил ранее, во многом зависит от урожайности в Казахстане и политического фактора в виде отмены санкций и доступности Ирана для других рынков.
— В случае снижения поставок зерна на рынок Ирана какие направления в Каспийском регионе рассматриваете в качестве альтернативных?
— Перспективным остается направление Азербайджана, в частности развивать поставки водным транспортом, а также рассматриваем рынок Туркменистана.
— Насколько высока конкуренция между странами-экспортерами в Каспийском бассейне? Какие страны составляют существенную конкуренцию российскому зерну?
— Конкуренция высока, и при нормальных урожаях она ощущается уже в середине августа – начале сентября, когда Казахстан выходит на рынок. Географическое и логистическое расположение транспортных коридоров из Казахстана выгоднее, Иран и Казахстан соединены ж/д сообщением, и порт Актау ближе к портам, находящимся на южном побережье Каспийского моря Республики Иран (Амирабад, Энзели), поэтому российскому зерну приходится демпинговать, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Ситуация на рынке с Азербайджаном аналогична, только здесь логистика более склонна к российскому зерну. Соответственно, на Каспии в основном конкурируют два крупных игрока – Россия и Казахстан.
— Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация в Каспийском регионе в 2016/17 МГ? Какие факторы окажут существенное влияние на российский экспортный рынок зерновых?
— Каждый новый сезон вносит свои коррективы, но более точно мы можем увидеть рынок, имея информацию о валовых сборах в странах Каспийского бассейна и ситуации на политической арене, выходе Ирана из санкционного списка и открытии новых возможностей в торговых и банковских сферах.
Беседовала Наталья Ступаева